ЗСУ 23-4 "Шилка" модернизация - ЗРК - ПВО - Современное оружие россии и мира
Оружие Бронетехника ПВО Артиллерия Каталог
Бронетехника
Танки
БМП
БТР
БРМ
ПВО
ЗРК
ПЗРК
Радиолокационные станции
Артиллерия
Самоходная артиллерия
Реактивная артиллерия
Самолеты

Главная » ПВО » ЗРК » ЗСУ 23-4 "Шилка" модернизация

ЗСУ 23-4 "Шилка" модернизация



Повышение боевых возможностей существующих и появление новых средств воздушного нападения обусловили модернизацию ЗСУ-23-4. Ее эффективность в борьбе с современными СВН резко снизилась. Кроме того, появился ещё один немаловажный фактор: все современные зенитные ракетные системы и комплексы отличаются высокой стоимостью, «Шилка» намного дешевле. С учётом количества ЗСУ-23-4, находящихся на вооружении сравнительно небогатых стран, работы по повышению их боевых возможностей весьма перспективны. Интерес к подобным программам растет, ведь за умеренную цену можно получить современное средство ПВО. По мнению российских и белорусских военных экспертов, потенциальный рынок модернизации ЗСУ-23-4 «Шилка» оценивается примерно в 2500 единиц.

Интенсивное развитие СВН предопределило новые взгляды на роль и место ЗСУ на поле боя. Ранее считалось, что зенитные комплексы ближнего действия, к которым относится «Шилка», предназначены для непосредственного прикрытия мотострелковых и танковых частей и подразделений от ударов с воздуха при ведении ими высокоманевренных боевых действий. Тенденцией развития средств ПВО ближнего действия стало их повсеместное использование для уничтожения наземного противника. Факторы применения высокоточного оружия и резкого сокращения лимита времени на обстрел воздушных целей обусловили появление концепции многофункционального зенитного комплекса. В 80-е гг. Тульским КБ приборостроения был создан широко известный ныне зенитный пушечно-ракетный комплекс (ЗПРК) «Тунгуска».

Но, наряду с созданием новых комплексов, разработчики продолжают совершенствовать ЗСУ-23-4. Конструкция «Шилки» обладает значительным резервом для модернизации. При соответствующей доработке и обеспечении запасными частями срок ее службы может быть продлен до 10 лет. При этом боевая эффективность будет отвечать современным требованиям. В результате модернизации на базе новых инженерных решений и передовых технологий, ЗСУ-23-4 способна решать боевые задачи при активном применении противником средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), в сложных погодно-кли-матических условиях, в любое время года, днем и ночью.

В настоящее время наиболее разработаны два варианта модернизации этой зенитной установки — ЗСУ-23-4М4 «Шилка»-М4 и ЗСУ-23-4М5 «Шилка»-М5. Первая имеет радиолокационную, а вторая радиолокационную и оптико-локационную системы управления огнем. Эти варианты разработаны группой предприятий во главе с Ульяновским механическим заводом и Минским предприятием «Минотор-Сервис». Первое проводит работы по совершенствованию боевого отделения, РЛС и аппаратуры связи, а второе — ходовой части, энергетической установки и шасси. Кроме того, в создании варианта «Шилка»-М5 приняло участие Минское НПО «Пеленг», которое устанавливает новую оптико-локационную систему. По сообщениям разработчиков, в результате проведенных работ, «Шилка» получает новые свойства и становится вполне современным средством ПВО.

В первом варианте предусматривается модернизация РЛС. Кроме того, на ЗСУ устанавливаются вместо СРП новая цифровая вычислительная система (ЦВС), цифровая следящая система, система автоматизированного контроля работоспособности радиоэлектронной аппаратуры, многофункциональное тренировочное устройство и кондиционер, а также заменяются радиостанции и активный прибор ночного видения на пассивный. Во втором варианте («Шилка»-М5) — полный объем работ по проекту «Шилка»-М4 и дополнительно установка оптико-локационной системы управления огнем.

В ходе модернизации, РЛС переводится на современную твердотельную элементную базу. Это позволяет использовать цифровые методы обработки информации при обнаружении и сопровождении различных типов самолетов, вертолетов, крылатых ракет и ДПЛА, а также для защиты станции от воздействия пассивных помех и отражений от местных предметов.

Кроме того, использование новой элементной базы позволяет освободить часть пространства внутри башни, аппаратура РЛС теперь занимает не семь, а пять специальных шкафов. Это позволило установить современную аппаратуру телекодовой связи, которая обеспечивает поддержание устойчивой связи и получение целеуказания от вышестоящего командного пункта или источника радиолокационной информации. С помощью бортовой ЭВМ эти данные могут использоваться для наведения антенны РЛС или пушки на цель. При этом реализуется возможность ее обстрела по целеуказанию в режиме радиолокационного молчания, что повышает живучесть «Шилки» в условиях активного радиоэлектронного и огневого подавления со стороны противника.

Вместо аналогового баллистического вычислителя на базе универсальной персональной ЭВМ типа «Багет» устанавливается цифровая вычислительная система. Она сопряжена с силовыми приводами наведения пушки по азимуту и углу места и обеспечивает ее наведение в упрежденную точку. Значительно упрощает действия расчета и сокращает время восстановления система автоматизированного контроля работоспособности аппаратуры. Она обеспечивает определение неисправного элемента и выдачу информации для принятия необходимых мер по восстановлению боеспособности установки.
Система бесподсветочного ночного видения, работающая в пассивном режиме, позволила увеличить зону обзора ЗСУ в ночных условиях. Исключение фары и прожектора инфракрасной подсветки заметно снизило вероятность обнаружения установки в ИК-диапазоне, что также способствует повышению ее живучести. Для наблюдения за обстановкой применяется пассивный прибор наблюдения командира (ППНК) и пассивный прибор наблюдения водителя (ППНВ). По месту установки эти приборы взаимозаменяемы с активными приборами ТКН-1С и ТВН-2, соответственно.

В целях повышения живучести «Шилки» в условиях активного применения противником управляемых ракет с лазерной системой наведения, при модернизации на боевой машине устанавливается система запуска гранат для постановки аэрозольной завесы. Она включает четыре датчика лазерного облучения, 12 дымовых гранат, пульт управления и электронный блок.

Встроенное многофункциональное тренировочное устройство позволяет совершенствовать навыки членов экипажа ЗСУ при «стрельбе» по имитируемым воздушным целям в различных условиях помеховой обстановки и режимах боевой работы.

Значительный вклад в повышение эффективности модернизированной ЗСУ-23-4 внесло минское НПО «Пеленг» — разработчик оптико-локационной системы управления огнем (ОЛСУО). Она обеспечивает поиск и обнаружение самолета типа F-16 на дальности от 5 км (ночью) до 8 км (днем), а также автоматическое и полуавтоматическое сопровождение в пассивном режиме с дальности 4 км и 7,5 км, соответственно. Система с высоким качеством изображения позволяет наблюдать за полем боя днем и ночью, оценивать окружающую обстановку и результаты обстрела цели. При использовании ОЛСУО, угловые координаты цели определяются оптическим модулем, а дальность — лазерным дальномером. Сам оптический модуль установлен в левой головке визирного устройства.

Модернизация шасси ЗСУ-23-4 предполагает: установку более мощных ходового и газотурбинного двигателей, исполнительных приводов с дисковыми фрикционными тормозами, телевизионной системы наблюдения в передней и задней полусфере для водителя с цветным жидкокристаллическим монитором, рулевого управления в виде колонки мотоциклетного типа вместо рычагов управления, гидравлических усилителей в тормозной системе, рулевом управлении и сцеплении, сигнальных датчиков внешнего лазерного облучения и системы дымовой самозащиты (автоматические гранатометы), а также кондиционера; замену генератора переменного тока, блока выпрямителей и блока регулировки напряжения на более надежные и эффективные, а также использование современного оборудования пожаротушения.

В рамках модернизации проводятся работы по уменьшению оптической и инфракрасной заметности установки. Это достигается нанесением камуфляжной окраски, сокращением интенсивности выброса пыли в движении путем установки бортовых резиново-метал-лических юбок, а также покрытием внутренней поверхности двигательного отсека корпуса и выхлопных труб теплопоглощающим материалом.
По сравнению с прототипом, модернизированная «Шилка» имеет следующие преимущества.

Повышенная скорость движения, позволяющая прикрывать войска в движении на скорости 40— 50 км/ч против 20—25 км/ч у существующих систем.

Существенно сокращенные средние сроки восстановления работоспособности и увеличенное время наработки на отказ.

Расширенный объем информации о воздушной обстановке за счет интеграции ЗСУ в единую войсковую систему ПВО. Сокращенное общее время работы установки.

Автоматический ввод и учет ряда поправок (метеорологические данные, изменение начальной скорости снаряда и ориентирования, др.) для повышения точности стрельбы.

Режимы, позволяющие вести борьбу с низколетящими целями в сложной помеховой обстановке.

Возможность ведения боевой работы с использованием пассивных средств разведки в условиях активного применения противником помех и противора-диолокационных ракет типа «Шрайк».

Модернизация позволила улучшить эксплуатационные характеристики ЗСУ-23-4. Введен оперативный контроль работоспособности РПК, повышена управляемость и маневренность гусеничной машины, снижены трудозатраты на ее техническое обслуживание и эксплуатацию, улучшена комфортность экипажа. Одновременно со всем этим, значительно продлен срок эксплуатации ЗСУ за счет капитального ремонта немодернизируемых узлов и систем.

Важным свойством является возможность интеграции ЗСУ в системы ПВО отечественного и иностранных заказчиков. Так, минимальная высота полета современных скоростных (до 500 м/с) и малоразмерных маневрирующих целей, с которыми может бороться новая ЗСУ, снижена до 25 м. При расходе снарядов до 300 на установку вероятность поражения самолетов и вертолетов достигает 0,3—0,74 в зависимости от способа управления и количества установок, участвующих в обстреле цели.

В результате модернизации «Шилка» получила новые качества, которые позволяют ей вести результативную борьбу с современными самолетами, вертолетами, ДПЛА и крылатыми ракетами в пределах зоны своей досягаемости на месте и в движении, в сложных физико-географических и погодно-климати-ческих условиях днем и ночью. Образцы модернизированных «Шилок» уже демонстрировались с большим успехом на крупнейших международных выставках оружия.

ЕЩЕ СТАТЬИ

Категория: ЗРК | Добавил: garanchuk (02.02.2010) Просмотров: 18283 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.6/5
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оружие россии | Бронетехника | ПВО | артиллерия | Танки
Хостинг от uCoz Copyright Vooruzenie © 2016
При использовании материалов обязательно наличие активной ссылки Оружие