FV101 «Скорпион»: техническое описание и ТТХ - БРМ - Бронетехника - Современное оружие россии и мира
Оружие Бронетехника ПВО Артиллерия Каталог
Бронетехника
Танки
БМП
БТР
БРМ
ПВО
ЗРК
ПЗРК
Радиолокационные станции
Артиллерия
Самоходная артиллерия
Реактивная артиллерия
Самолеты

Главная » Бронетехника » БРМ » FV101 «Скорпион»: техническое описание и ТТХ

FV101 «Скорпион»: техническое описание и ТТХ


Боевая разведывательная гусеничная машина CVR(T) FV101 «Скорпион» представляет собой компактный высокомобильный аэротранспортабельный легкий танк. Разработанный для ведения разведки в боевой обстановке, он также может использоваться и для выполнения других заданий, к примеру - огневой поддержки пехоты, противопартизанских операций, охраны автоколонн, патрулирования дорог, охраны флангов танковых подразделений, патрулирования периметров авиабаз и в различных миротворческих операциях сил ООН.

Поступивший на вооружение британской армии в начале 1972 г., «Скорпион» пришел на смену бронеавтомобилю «Саладин» с колесной формулой 6x6 и предназначался, как и «Саладин», для ведения «средней» разведки, в течение многих лет бронеавтомобили «Саладин» применялись и для патрулирования, проведения миротворческих операций в тех случаях, когда использование гусеничной техники было невозможно по политическим мотивам. «Саладин» имел массу 11 607 кг, вооружение - пушка L5A1 калибра 76 мм, экипаж - три человека. «Скорпион» при таком же по численности экипаже и сходном вооружении (76-мм пушка L23) весит всего 7940 кг. Снижение массы достигнуто, главным образом, за счет более плотной компоновки машины с меньшим, чем у «Салади-на», объемом обитаемых отделений. Все машины семейства CVR(T) имеют одинаковую ходовую часть и унифицированы по узлам и агрегатам мо-торно-силовой установки, топливной системы, что снижает их стоимость, упрощает техническое обслуживание и подготовку экипажей.

Ходовая часть машин CVR(T)

Отделение управления расположено в передней части корпуса машины, слева от ее продольной оси, справа - установлены двигатель, трансмиссия, перед отделением управления и мотор-но-силовым отделением находятся механизмы поворота. Механик-водитель размещается на регулируемом по высоте кресле; спинка кресла откидывается назад, позволяя механику-водителю, при необходимости, покинуть машину через башню. Для оправления естественных потребностей членов экипажа имеется интересное устройство, известное как «воронка Бересфорда». Приборная панель смонтирована в нише корпуса слева от кресла механика-водителя, считывание информации с приборов практически невозможно когда танкист управляет машиной с высунутой через верхней люк головой. Для управления машиной используются рычаги, переключение передач осуществляется как на мотоцикле, ногой. Для наблюдения за местностью при закрытом верхнем люке у механика-водителя установлен широкоугольный перископический наблюдательный прибор, взаимозаменяемый с пассивным прибором ночного видения (электронно-оптическим усилителем изображения) фирмы Пилкингтон.

Двигатель

Машины семейства CVR(T) оснащались шестицилиндровыми двигателем внутреннего сгорания «Ягуар» J.60 с верхним расположением клапанов и одним карбюратором «Маркус»; объем цилиндров 4,2 л, степень сжатия изменяется в пределах от 9,1 до 7,75:1, мощность - от 265 до 195 л.с. в зависимости от октанового числа бензина; частота вращения вала - 5000 обмин. Двигатель обеспечивает машине с боевой массой в 7,8 т удельную мощность в 24,32 л.с./т, за счет чего «Скорпион» обладает хорошими подвижностью и разгонными характеристиками на сыпучих грунтах, непроходимых для большинства гусеничных машин, созданных в то же время, что и «Скорпион». Максимальная скорость - примерно 80 км/ч, «Скорпион» способен разогнаться с места до скорости 48 км/ч (30 миль/ч) за 16 с. Все машины семейства CVR(T) комплектуются складным ограждением для форсирования водных преград. Установка ограждения занимает десять минут, передвижение по воде и управление по курсу осуществляется перемоткой гусениц, максимальная скорость машины на плаву -6,5 км/ч.

Трансмиссия TN15X

Крутящий момент от двигателя на трансмиссию Меррит-Уильсон TN15X передается через муфту сцепления, которая может быть отключена педалью. Трансмиссия разработана на базе аналогичного устройства танка «Чифтен». Полуавтоматическая трансмиссия TN15X имеет по семь передач переднего и заднего хода. В состав трансмиссии также входит тройной дифференциал для управления по курсу. Дисковые тормоза приводятся в действие с помощью гидравлики посредством установленных у механика-водителя рычагов. Радиус разворота зависит от выбранной передачи. Хотя в управлении «Скорпион» относительно прост для гусеничной машины, он имеет определенные недостатки - при переключении передач с четвертой на третью, особенно в руках неопытного механика-водителя, машина имеет тенденцию резко клевать носом, создавая значительные неудобства сидящим в башне танкистам. Крутящий момент в выходной шестерни трансмиссии передается на ведущие колеса переднего расположения, наибольший кпд трансмиссия имеет при мощности двигателя в 70% от максимальной. Для охлаждения двигателя установлен вентилятор фирмы Эйрскрю Хоуден диаметром 305 мм (12 дюймов), воздухом от вентилятора обдувается установленный над трансмиссией радиатор, затем воздушный поток подводится непосредственно к мотору и выходит наружу через установленные над двигателем решетки. Ходовая часть включает по пять сдвоенных опорных катков на борт. Подвеска опорных катков индивидуальная торсионная, торсионные валы проходят поперек корпуса машины. На передних и последних опорных катках имеются амортизатором с полным ходом 0,3 м. Амортизаторы обеспечивают достаточную плавность хода на пересеченной местности, однако малая соприкасаемая с грунтом длина гусениц не позволяют машине развивать на такой местности высокую скорость* Ширина траков 17 дюймов (432 мм), траки из легкого стального сплава имеют для снижения шумности при движении резиновые подушки как с внешней, так и с внутренней стороны, тем не менее, от лязга траков избавиться не удалось и «Скорпиона» можно услышать на большом расстоянии. Ресурс гусеницы зависит от многих факторов, в частности от местности, по которой передвигаются машины и уровня технического обслуживания. В среднем, ресурс гусеницы составляет 3000 миль (4800 км).

Огневая мощь

Боевое отделение «Скорпиона» находится в задней части машины; в башне кругового вращения располагаются командир, слева от продольной оси, и стрелок-наводчик (справа). Между наводчиком и командиром смонтирована 76-мм пушка L23A1 со средней начальной скоростью снаряда, которую за счет применения новых стальных сплавов удалось сделать на 25% легче 76-мм пушки L5A1 бронеавтомобиля «Саладин». Простая и надежная, пушка L23A1 является эффективным оружием, заслужившим уважением солдат. В состав боекомплекта из сорока 76-мм унитарных выстрелов входят фугасно-бронебойные, фугасные, дымовые, осветительные и картечные снаряды. Типовой состав боекомплекта следующий:

- 15 фугасно-бронебойных снарядов;

- 20 фугасных снарядов;

- пять дымовых снарядов.

Осветительные снаряды используются только при ведении боя в темное время суток. Фугасно-броне-бойный снаряд L29 предназначен для поражения бронированных целей среднего уровня защищенности, но также может эффективно использоваться и для разрушения зданий, уничтожения долговременных огневых точек, в то же время его поражающее действие против живой силы на открытой местности или защищенной легким укрытием слабее поражающего действия обычного фугасного снаряда.

Угол возвышения пушки меняется в диапазоне от -10 град, до +35 град., башня имеет круговое вращение. С целью экономии массы и снижения стоимости машины, привод разворота башни выполнен ручным. Ручной привод - наименее «популярный» среди танкистов аспект конструкции «Скорпиона». «Скорпион» оснащен клинометром и индикатором положения башни. Вспомогательным вооружением FV101 «Скорпион» является спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет L43А1, установленный слева от орудия. Возимые боекомплект к пулемету - триста патронов. А дистанциях до 1100 м пулемет может также использоваться для определения дальности до цели перед выстрелом из пушки. При условии установки на прицел увеличенной масштабной сетке возможна стрельба из орудия по невидимой цели на дальность до 7000 м. «Скорпион» представляет неустойчивую платформы при ведении огня из пушки, машина имеет тенденцию к резкой просадке передней части корпуса при выстреле, чтобы частично нейтрализовать этот эффект экипажи стремятся вести огонь из башни, развернутой на один или 11 часов. В этом случае сила отдачи направлена под углом к продольной оси машины и просадка уменьшается. Положение «один час» используется реже, чем «11 часов», поскольку при развороте башни вправо горячий воздух системы охлаждения двигателя выходит из решеток прямо в поле зрения прицела наводчика и мешает наводить орудие. При ведении огня командир и наводчик как можно плотнее прижимают лица к резиновой окантовке окуляров прицелов, чтобы избежать ударов головы при отдаче после выстрела, но все равно не всегда избегают характерных травм, получивших прозвище «нос Скорпиона» - синяков под глазами от ударов лица об резиновую окантовку при «клевках» танка после выстрелов.


FV101 «Скорпион» (тактико-технические характеристики)
ПроизводствоАнглия
Экипаж3 чел.
Боевая масса7,8 т
Длина14 футов 4,75 дюймов
Клиренс 1 фут 2 дюйма
Двигательшестицилиндровый «Ягуар» объемом 4,2 л
Удельная мощность24,96 л.с./т
Емкость топливных баков 88 галлонов
Удельное давление на грунт5 фунтов/ кв. дюйм
Максимальная скорость

50 миль/ч

Время набора скорости30миль/ч при трогании с места 16 с
Тормозная дистаниция до полной остановки при движении на скорости 30 миль/ч50 футов
Расход топлива на скорости 30 миль/ ч5 миль/галон
Запас хода370 миль
Преодолеваемые препятствия высота стенки5 миль/галон
Преодолеваемые препятствия ширина траншеи20 дюймов
Преодолеваемые препятствия глубина брода (без установленного ограждения) 3 фута 6 дюймов
Трансмиссия7-скоростная полуавтоматическая 77V 15Z
Основное вооружение76-мм пушка L23
Углы наведения в вертикальной плоскостиот -10 град, до +35 град
Дальность стрельбы по невидимой цели3,1 миля
прямой наводкой7,55 миль
Боекомплект40 снарядов
Вспомогательное вооружениеСпаренный с пушкой 7,62 мм пулемет с боекомплектом 3000 патронов
Дымовые гранатометы два строенных блока, 18 гранат
Радиооборудование С42/В47 или С 13/ В47 или С13/42 или Клэнсмэн



Поскольку «Скорпион» предназначен для ведения разведки, он оснащен обширной номенклатурой оптических приборов наблюдения, установленных как у командира, так и у наводчика. Кроме того, у наводчика установлен ночной прицел L3A1 с электронно-оптическим каналом усиления изображения. «Скорпион» стал первой бронированной разведывательной машиной, оснащенной пассивными приборами ночного видения, однако эти приборы имеются лишь у механика-водителя и наводчика, у командира прибор ночного видения не установлен. Ночной прицел стрелка эффективен в ясную ночь, в меньшей степени - при дожде или тумане. Фосфорицирующее зеленоватое изображение в прицеле сильно утомляет зрение, на практике при работе с этим прицелом командир и наводчик меняются местами примерно через каждые 30 мин. Еще одной проблемой является влага, конденсирующаяся в холодные ночи в окулярах прицела от дыхания танкистов. Чистая хлопковая салфетка для протирки оптики является обязательной принадлежностью башенного инвентаря. Проблема конденсата остается даже при включенной системе обогрева. Приборы наблюдения и прицеливания бронированной разведывательной машины «Скорпион» эффективны и днем, и ночью, они превосходят по своим характеристикам оптику многих других машин аналогичного назначения.

Системы связи

Мало иметь хорошие приборы оптической разведки, полученную информацию требуется своевременно передать командованию. Надежная связь для разведывательной машины чрезвычайна важна, на «Скорпионе» установлены радиостанции УКВ и KB диапазонов для двусторонней радиосвязи на коротких и больших расстояниях соответственно. Первоначльно на машины ставились радиостанции Лэркспар, но штатной коммуникационной системой для машин семейства CRV(T) стала комбинация раций Клэнсмэн VRC-353/ 321 и 322. Радиооборудование находится в кормовой нише башни.

Система защиты от оружия массового поражения создает избыточное давление воздуха внутри машины. На лобовой стенке башни смонтированы дымовые гранатометы (по одному строенному блоку справа и слева от вооружения), пуск дымовых гранат осуществляется дистанционно с помощью электроспуска. Своевременная постановка дымовой завесы позволяет БРМ уйти под ее покровом от опасности.

Защищенность

«Скорпион» стал первой полностью алюминиевой английской бронированной машиной, изготовленной в массовом количестве, в то же время основными принципами концепции защищенности этого легкого танка являются малые геометрические размеры и высокая маневренность, что затрудняет его обнаружение и делает трудноуязвимой целью. Все машины семейства CVR(T) имеют полностью сварную конструкцию из катаных бронелистов. Бронелисты изготовлены из усовершенствованного алюминиево-магниевого сплава «тип АА7017» по спецификации Элкэн E74S. В конструкции машин используются также детали, полученные штамповкой, ковкой и литьем. Броня обеспечивает защиту экипажа от обстрела из стрелкового оружия калибра 12,7 мм в лобовой части машины и от пуль калибра 7,62 мм при обстреле бортов и кормы. Устойчивость лобовой части корпуса и башни к пулям калибра 12,7 мм была выбрана исходя из наиболее вероятного противника машины CVR(T) - советских бронетранспортеров, вооруженных 12,7-мм пулеметами. Бронезащита, также обеспечивает круговую защиту от осколков 105-мм фугасных снарядов при разрыве на расстоянии более 30 м. Конфигурация корпуса выбрана с учетом ослабления поражающего воздействия детонации мины, с этой же целью под днищем машины в районе места механика-водителя приварен дополнительных бронелист.

Широкое использование алюминия через несколько лет после начала эксплуатации, в конце 70-х годов, эксплуатации машин породило серьезные проблемы, связанные с коррозией корпуса. Коррозия возникла по причине наличия в бронелистах микротрещин и вариаций структуры, неоднородность материала брони появлялась еще на стадии изготовления листов. Хуже всего, что в броне со временем стали появляться видимые невооруженным глазом трещины - сей факт отнюдь не способствовал росту доверия к своей боевой технике у танкистов. Наиболее часто трещины появлялись в орудийных масках БРМ «Скаймитэр»; техно-первые годы эксплуатации машин CVR(T) экипажи раздражали «детские болезни», особенно - «сырая» трансмиссия. По мере накопления опыта технического обслуживания и совершенствования фирмой Элвис конструкции машин, большинство «болезней» удалось «вылечить» в ходе реализации проведенной в 1975-76 г.г. комплексной модернизационной программы «Бэрг-пол». Всего на машинах CVR(T) в процессе их эксплуатации было проведено порядка 600 доработок, однако эти доработки не затрагивали принципиальных основ конструкции машин. Наиболее значительные - замена гидроамортизаторов опорных катков фирмы Армстронг (изначально разработаны для автобуса «Лейланд») на амортизаторы фирмы Мессье, установка новой орудийной маски на БРМ «Скай-митэр». Отсутствие принципиальных доработок машин за более чем 20-летнюю службу свидетельствует об их удачной конструкции.


ЕЩЕ СТАТЬИ

Категория: БРМ | Добавил: garanchuk (10.03.2010) Просмотров: 7477 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оружие россии | Бронетехника | ПВО | артиллерия | Танки
Хостинг от uCoz Copyright Vooruzenie © 2016
При использовании материалов обязательно наличие активной ссылки Оружие