FV101 Скорпион и машины на его базе: «Султан», «Страйкер», «Скаймитер», «Спартан» - БРМ - Бронетехника - Современное оружие россии и мира
Оружие Бронетехника ПВО Артиллерия Каталог
Бронетехника
Танки
БМП
БТР
БРМ
ПВО
ЗРК
ПЗРК
Радиолокационные станции
Артиллерия
Самоходная артиллерия
Реактивная артиллерия
Самолеты

Главная » Бронетехника » БРМ » FV101 Скорпион и машины на его базе: «Султан», «Страйкер», «Скаймитер», «Спартан»

FV101 Скорпион и машины на его базе: «Султан», «Страйкер», «Скаймитер», «Спартан»

Британская армия традиционно исповедывала концепцию скрытного ведения разведки. Перед второй мировой войной разведывательные подразделения дивизионного уровня в Британской армии были оснащены легкими танками с пулеметным вооружением, а также гусеничными бронетранспортерами «Универсал». В ходе войны в составе танковых дивизий были сформированы танковые разведывательные полки, имевшие на вооружении танки А27 «Кромвелл» и бронеавтомобили «Динго». От Эль-Аламейна до Арнема для ведения разведки применялись смешанные группы колесной и гусеничной техники. Спрос на боевые разведывательные машины породило предложение - до конца войны было спроектировано большое количество самых разнообразных прототипов. Некоторые из них отличались многоколесной конфигурацией, а в качестве вооружения предлагалась 75-мм пушка, устанавливавшаяся в то время на большинстве танков Западных союзников - возобладало мнение, что разведывательная машина должна для самообороны обладать высокой огневой мощью.

В послевоенные годы многие из этих колесных машин оказались бесценными в многочисленных военных конфликтах, сотрясавших обширную Британскую империю в 50-е - 60-е годы. Хотя танки «Кромвелл» оставались на вооружении разведывательных подразделений танковых полков в 50-е годы, Британская армия нуждалась в колесных разведывательных бронированных машинах. Первыми бронеавтомобилями послевоенной разработки, предназначенными для ведения разведки стали машины FV.700 «Феррет» с колесной формулой 4x4 и FV.600 «Саладин» с колесной формулой 6x6. Созданный в 1952 г. «Феррет» предназначался для ведения ближней разведки, а принятый на вооружение в 1959 г. «Саладин» - для ведения, так называемой, средней разведки. Машины «Феррет» и «Саладин» дополнял бронетранспортер «Сарацин», принятый на вооружение в 1953 г. «Сарацин» был разработан для перевозки пехоты и предназначался для использования в противопартизанской войне, бушевавшей в Малайе.

Эти машины пользовались популярностью в войсках, но в начале 60-х годов было признано, что содержать многочисленные гарнизоны по всему миру на постоянной основе слишком накладно для военного бюджета Великобритании. В качестве альтернативного варианта стратегии предлагалось, в случае необходимости, доставлять подразделения в угрожаемое место из Европы по воздуху новейшими военно-транспортными самолетами, такими как «Аргоси», «Белфаст» и, позже, С-130 «Геркулес», тяжелая техника должна была перевозиться морским путем. Чтобы обеспечить огневую поддержку аэротранспортабельных частей и их защиту от танков, бронированной разведывательной машине следовало иметь мощное вооружение, но в то же время, БРМ, должна была оставаться достаточно легкой, чтобы ее могли перевозить военно-транспортные самолеты.

Имея на вооружении «Саладин», Британский Генеральный штаб, тем не менее, начал изучать возможность разработки новой бронированной разведывательной машины, для чего в Чертсей (окрестности Чобхэма, графство Суррей) была образована организация FVRDE (Fighting Vehickles Research and Development Establishment - Учреждение по исследованию и проектированию боевых машин). В Чертсее велись практические работы по созданию новой аэротранспортабельной машины, способный действовать как БРМ в условиях обычной войны в Европе.

Разработка бронированной разведывательной машины

Разработка бронированной разведывательной машины, вооруженной 75- или 105-мм пушкой в башне с ограниченными углами поворота, и экипажем из трех человек, включая механика-водителя, началась в 1960 г. Пушечное вооружение, предназначенное для огневой поддержки пехоты, дополнялось установленными в специальных контейнерах в задней части машины противотанковыми управляемыми ракетами «Свингфайр». Прорабатывались варианты как колесного, так и гусеничного шасси. В качестве двигателя в обеих случаях был выбран один и тот же мотор - Роллс-Ройс К60; трансмиссия - фирмы Аоллисон. Установка двигателя К60 и трансмиссии Аллисон позволяло унифицировать силовую установку БРМ с силовой установкой бронетранспортера FV432 и 105-мм самоходной артиллерийской установки FV433 «Аббот». Однако выбор такой силовой установки привел к превышению массу машины над требуемыми по условиям аэротранспортабельности 13 тоннами.

Одновременно с проектом БРМ , специалисты FVRDE в начале 60-х годов работали над рядом других машин и разрабатывали различные новые технологии. Среди этих машин были компактная самоходная 105-мм гаубица со съемным орудием для Королевской артиллерии - Легкой системы огневой поддержки; машина отличалась шасси с четырьмя опорными катками на борт, место водителя находилось между установленным в передней части двигателем и трансмиссией.

Королевскую артиллерию не удовлетворил предложенный FVRDE проект, разработанное шасси послужило базой для создания семейства легких высокомобильных гусеничных машин (Lightweight High Mobility Tracked Vehicles), рассчитанных на перевозку транпортным самолетом «Аргоси» (трех машин одним самолетом). Масса базового варианта составляла 4,5 т. Семейство легких высокомобильных гусеничных машин включало носитель 120-мм безоткатного орудия, транспортер отделения разведчиков, санитарную машину для перевозки двух раненых на носилках, и машину огневой поддержки, предназначенную для борьбы с бронетранспортерами противника. Среди требований к семейству легких гусеничных машин были и такие: низкое давление на грунт, способность самостоятельно преодолевать водные преграды.

Конструкция

Очевидно, что резко снизить массу машины до налагаемых требованием аэротранспортабельности значений, можно только за счет ослабления бронирования, до уровня, обеспечивающего защиты только от пуль винтовочного калибра и осколков снарядов. Одной из технологических новинок, внедренных в то время в мировом танкостроения, стала алюминиевая броня, впервые в массовом производстве использованная в конструкции американского гусеничного бронетранспортера МПЗ; выпуск МПЗ начался фирмой Форд Мэшин Компани на заводе в Сан-Хосе, шт. Калифорния. Броня МПЗ выполнялась из аллюминиево-магние-вого сплава «тип 5083», который относительно просто соединялся сваркой; по своим свойствам сплав «тип 5083» был близок к стальной броне. Однако, за счет того, что толщина идентичной по степени защиты алюминиевой брони была меньше, чем стальной - удалось обеспечить большую жесткость конструкции и увеличить внутренний объем машины. Использование алюминиевой брони обеспечивало снижение массы машины и упрощение технического обслуживания, улучшение условий обитаемости по сравнению с машинами, имеющими стальную бронезащиту. Дальнейшие исследования показали, что алюминиевая броня, за счет большей вязкости более устойчива к осколкам снарядов, чем стальная. Итак, снижение массы компактной БРМ можно было получить за счет использования алюминиевой брони.

С момента принятия на вооружение бронеавтомобиля FV700 «Феррет», его масса взросла с 3,5 до 5 г, чтобы сохранить на прежнем уровне подвижность машины требовалось установить на нее новый двигатель. В 1964 г. на «Феррет» вместо двигателя Роллс-Ройс В60 был поставлен мотор «Ягуар» ХК с объемом цилиндров 4,2 л. В ходе интенсивных испытаний бронеавтомобиль с новым двигателем прошел более 50 000 миль без серьезных поломок силовой установки. По результатам пробега стало ясно, что двигатель «Ягуар» можно использовать на колесных бронированных разведывательных машинах.

Вышеизложенные факторы были учтены отделом концептуальных разработок FVRDE, после чего было принято решение о постройке экспериментальной машины под обозначением TV 15000, предназначенной для апробирования технических новинок. В разработанной и построенной в 1965 г. машине TV 15000 широко применялась алюминиевая броня, в конструкции ходовой части использовалась гидропневматическая подсека. Гидропневматическая подвеска себя не оправдала - ее характеристики не намного превосходили торсионную, но стоила она намного дороже, имела большую массу и была более сложной в эксплуатации. Чтобы улучшить проходимость по пересеченной местности в конструкцию ходовой части добавили еще по одному опорному катку, теперь их стало по пять на борт. Экспериментальная БРМ оснащалась двигателем Роллс-Ройс В60 мощностью 130 л.с, но после успешных испытаниях на «Феррете», мотор В60 в 1966 г. заменили на двигатель «Ягуар», имеющий значительно большую мощность. Новый двигатель, так же как и новые гусеницы с траками из алюминия, позволяли машине TV15000 развивать скорость до 80 км/ ч - скорости, не достигавшейся на гусеничных машинах со времен разработанных в 30-е годы танков Уолтера Кристи. В это время все еще изучались обе концепции бронированных разведывательных машин - колесная и гусенич-ная. Лишь позже выяснилось, что шес-тиколесная машина не сможет удовлетворить требованиям заказчика по причине слишком больших габаритов.

Серия машин CVR(T)

Тем временем, Генеральный штаб и Королевский бронетанковый корпус уточнили требования в разведывательной машине следующего поколения в свете их унификации с требованиями, предъявляемыми к БРМ, в Австралии, Канаде и США. Проектирование БРМ уже началось на фирме Форд Мэшин Компани в 1964 г., но по причине неспособности партнеров из четырех стран достичь компромисса в октябре 1965 г. программа «единой БРМ» была аннулирована.

Расчетная масса БРМ в ходе проектирования постоянно росла вслед за расширением круга задач, возлагаемых на такую машину, в конце-концов, в апреле 1965 г. Генеральный штаб принял решение разрабатывать семейство двух унифицированных машин: одну, вооруженную 76-мм пушкой в башне кругового вращения, и предназначенную для огневой поддержки; вторая, оснащенная ПТУР «Свингфайр», предназначалась для поражения танков противника на дальних дистанциях. Обе машины должны были обладать способностью выполнять разведывательные задачи. Командование Королевского бронетанкового корпуса потребовало обеспечить более высокий уровень бронезащиты, чем это предусматривалось ранее требованиями к семейству легких высокоманевренных боевых машин, по мнению командования, предусмотренная первоначальными требованиями бронезащита не позволила бы БРМ эффективно действовать в условиях интенсивных боевых действий в Европе. Как следствие - масса машины возросла почти до 8 т, военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес» мог перевозить только две таких машины при десантировании их посадочным способом или одну - при выброске с парашютом.

Масса в 17 500 фунтов (7 938 кг) была определена как расечтная для БРМ непосредственно перед началом фазы полномасштабного проектирования машины, получившей известность под наименованием CVR (Combat Vehicle Reconnaissance - боевая разведывательная машина). Еще одним ключевым параметром стала ширина машины - она не должна была превышать 84 дюйма (2134 мм). Ширина машины определялась расстоянием между посадками деревьев на каучуковых плантациях Малайзии; ширина аллей составляла как раз 84 дюйма; когда-то, в свою очередь, деревья посадили так, чтобы между ними мог пройти полностью нагруженный слон! Правда существует и другая, менее поэтическая версия, ограничения ширины машины 84 дюймами - требования ВВС США к габаритам грузов, перевозимых на борту военно-транспортного самолета С-130 «Геркулес», с учетом возможности освобождения боковых креплений в отсеке самолета перед их сбросом с парашютом.

Генеральный штаб пожелал, чтобы машины обладала как можно более низкой шумностью при движении и способностью плавать; для передвижения по сыпучим грунтам требовалось обеспечить удельное давление на грунт в пределах 5 фунтов/дюйм2 - такое же, как у пехотинца с полной выкладкой. В окончательном варианте Генеральный штаб потребовал кроме двух вариантов разработать еще четыре: санитарно-эвакуационную машину, командн-штабную, ремонтно-эвакуационную и бронетранспортер. Все варианты отличались друг от друга верхней задней частью корпуса, имея общую ходовую часть и расположенное в передней части корпуса моторно-си-ловое отделение и рабочее место механика-водителя. Унификация различных модификаций БРМ упрощала изготовление машин и снижала стоимость производства.

Ширина и масса машины были жестко лимитированы, остальные размеры БРМ фактически тоже задавались, так длина гусеничной ветви, лежащей на грунте, и расстояние между центрами траков, определялась, исходя из заданного удельного давления на грунт и массы машины, ширина (2 фута, 0,61 м). На траки обеих гусениц отводилось 36 дюймов, таким образом, на корпус оставалось 48 дюймов (4 фута); механик-водитель в зимней одежде занимал в ширину 2 фута (0,61 м), соответственно - на двигатель оставалось тоже 2 фута.

Ограничение моторно-трансмиссионного отделения по ширине породило проблемы с выбором силовой установки для машины СVR - требовался компактный мотор удельной мощностью не менее 25 л.с./т. Желательно, конечно, была установка дизеля, как имеющего лучший вращательный момент и меньшую пожароопасность; кроме того, дизель при равной с бензиновом мотором, емкости топливных баков обеспечивал больший запас хода. Однако расчеты показали, что использование дизеля приведет к увеличению массы машины на 500 фунтов (227 кг) выше верхнего предела. Только один английский мотор подходил для установки на машину CVR - двигатель «Ягуар» с объемом цилиндров в 4,2 литра.
FV107 Скаймитэр

После того, как специалисты FVRDE определились с основными параметрами, началось изготовление двух прототипов. На первом проверялась эффективность работы системы охлаждения двигателя - традиционный ключевой пункт в разработке британской бронетехники. Первый прототип фактически представлял собой переднюю часть корпуса с силовой установкой. Первый вариант системы охлаждения включал два вентилятора-центрифуги, он оказался ненадежным и слишком дорогим. Система охлаждения, предложенная фирмой Эйрскрю Хоуден, состояла из одного вентилятора; ее характеристики были хуже, чем у системы с двумя вентиляторами, но простота конструкции и меньшая потребная мощность компенсировали этот недостаток. Второй образец машины строился как «прототип для ходовых испытаний», на нем предстояло опробовать работу ходовой части и трансмиссии. К этому сменилось наименование машины, к аббревиатуре CVR добавилась буква (Т) - гусеничная (Tracked). Это было сделано, чтобы различать гусеничную и колесную машины; последняя, CVR (Wheeled), разрабатывалась в качестве преемника бронеавтомобиля «Феррет». Позже машина CVR(Wheeled) получила название «Фокс». Как продолжение линии «Са-ладина» и «Сарацина», название машины CVR(T) должно было начинаться с буквы «S». Заднее расположение башни с 76-мм пушкой на машине огневой поддержки вызвало некоторые ассоциации с известным ядовитым пауком, и БРМ CVR(T) получила собственное имя «Скорпион». Названия остальных машин отражали их назначение: «Страйкер» - машина-носитель ПТУР; «Спартан» - бронетранспортер; «Самаритян» - санитарно-эвакуационная; «Султан» - командно-штабная и «Самсон» - ремонтно-эвакуационная. Генеральный штаб, в дополнение к этим машинам, обосновал требование иметь еще одну, седьмую, вооруженную автоматической 30-мм пушкой с высокой начальной скоростью снаряда в башне кругового вращения. Седьмая машина семейства CVR(T) предназначалась для огневой поддержки при выполнении разведывательных задач и получила наименование «Скаймитэр». В оригинальном проекте машины «Скаймитэр» предусматривалось, что командир будет выполнять функции стрелка, но под давлением танкистов, после проведения специальных исследований в Королевском военном колледже в Шривенхэме, функции командира и стрелка были разделены на двух членов экипажа. Исследования по программе «Кэй-ас», которые осуществлялись в Королевском военном колледже, показали, что один человек не может в боевых условиях эффективно выполнять обязанности и командира и стрелка.

FV721 «Фокс»

Семейство гусеничных машин на базе «Скорпиона» удовлетворило требования британской армии к гусеничным бронированным разведывательным машинам CVR(T), в то время как ответом на требования к колесной машине CVR(W) стал бронеавтомобиль FV721 «Фокс». С ноября 1967 г. по апрель 1969 г. фирма Даймлер Лтд изготовила пятнадцать прототипов БРМ «Фокс». Машины начали поступать на вооружение британской армии в июле 1970 г. Бронеавтомобиль «Фокс» с колесной формулой 4x4 имеет экипаж из трех человек - командира, стрелка-наводчика и механика-водителя. Командир и стрелок располагаются в двухместной башне, вооруженной 30-мм пушкой «Рэрден» и спаренным с ним пулеметом калибра 7,62 мм; по конструкции башня бронеавтомобиля «Фокс» анало-гична башне машины «Скаймитэр». Сборкой бронеавтомобилей занимался Королевский танковый завод в Лидсе, башни поставляла фирма Элвис. В качестве связного бронеавтомобиля, на смену «Феррету» должна была прийти специализированная модель «Фокса» - «Виксен», но программа машины «Виксен» была аннулирована в 1972 г. в связи с сокращением военного бюджета.

Испытания и серийное производство

В сентябре 1967 г. с фирмой Элвис Лтд из Ковентри был заключен контракт на изготовление 30 прототипов машин CVR(T). Контракт предусматривал постройку машин Р1 - Р17 в варианте «Скорпион», а на машины Р18-Р-30 приходились шесть остальных вариантов семейства. Имея богатый опят постройки бронеавтомобилей «Саладин» их модификаций, фирма Элвис подвергла скурпулезному анализу конструкцию машин CVR(T) на предмет ее пригодности к серийному производству с использованием новейших технологий и возможностью применения узлов и агрегатов гражданского назначения. Желание внедрить в конструкцию механизмы от гражданской техники было вызвано ограничениями, наложенными министерством обороны на стоимость боевых разведывательных машин. Сборку первого прототипа завершили 23 января 1969 г.

Вслед за поставкой первого прототипа последовали интенсивные испытания в разных уголках Земного шара: климатические испытания в условиях жаркого климата проходили в Австралии и Абу-Даби, в условиях мороза - в Канаде и Норвегии. Климатические испытания показали возможность эксплуатации машин в диапазоне температур окружающего воздуха от -32 град.С до +52 град.С. Изучение потери мощности силовой установки в зависимости от высоты местности над уровнем моря изучалось в стратосферных камерах Британской авиастроительной корпорации (ВАС) в Уэйбридже и Суррее. Официально машины CVR(T) были приняты на вооружение армии Великобритании в мае 1970 г., контракт на изготовление 275 БРМ «Скорпион» и 288 БРМ «Скаймитэр» заключен с фирмой Элвис 30 июля 1970 г. Сборку первого «Скорпиона» завершили в 1971 г., а поставки новых бронированных разведывательных машин английской серии начались в январе 1972 г. Последняя из 1863 машин семейства CVR(T), заказанных министерством обороны Великобритании, собрана в 1986 г.

Всего для английской армии построено:
313 машин «Скорпион»
89 машин «Страйкер»;
691 машина «Спартан»;
50 машин «Самаритян»;
291 машин «Султан»;
95 машин «Самсон»;
334 машины «Скаймитэр»
Наибольшего темпа производства завод фирмы Элвис в Ковентри достиг в середине 70-х годов, выпуская по 40 машин CVR(T) в месяц.


ЕЩЕ СТАТЬИ

Категория: БРМ | Добавил: garanchuk (10.03.2010) Просмотров: 6384 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оружие россии | Бронетехника | ПВО | артиллерия | Танки
Хостинг от uCoz Copyright Vooruzenie © 2016
При использовании материалов обязательно наличие активной ссылки Оружие