БТР М2 и М3: первый боевой опыт - БТР - Бронетехника - Современное оружие россии и мира
Оружие Бронетехника ПВО Артиллерия Каталог
Бронетехника
Танки
БМП
БТР
БРМ
ПВО
ЗРК
ПЗРК
Радиолокационные станции
Артиллерия
Самоходная артиллерия
Реактивная артиллерия
Самолеты

Главная » Бронетехника » БТР » БТР М2 и М3: первый боевой опыт

БТР М2 и М3: первый боевой опыт


Хотя бронетранспортеры МЗ предназначались для мотопехотных полков, они поступали и в другие части, где служили для самых разных целей. Когда в ноябре 1941 года на Филиппины перебросили Временную танковую группу, группа располагала 46 машинами М2 и МЗ. Почти все машины группы оказались или при штабе или в разведывательных частях. Любопытно, что лишь одна американская часть времен 2-й Мировой войны была оснашена английскими бронетранспортерами «Вгеп». Часть отправили в Манилу, откуда ее перебросили на Малайи после того, как 7 декабря 1941 года Япония начала войну с США. Вскоре проявились конструктивные недостатки обоих бронетранспортеров. Листовые рессоры переднего моста оказались слишком хрупкими и часто ломались при езде по пересеченной местности. Гусеницы имели тенденцию слетать. Обнаружились недостатки с рамой и двигателем. Позднее выяснилось, что все проблемы были вызваны недостаточным натяжением гусениц и плохой балансировкой гусеничной тележки. На основании полученного опыта в конструкцию машин внесли требующиеся изменения. Нарекания также вызывало слабое бронирование и открытое сверху боевое отделение. Тем не менее, М2 и МЗ оказались более удачными машинами, чем Вгеп Carrier, который был слишком маленьким, довольно хрупким и легко уязвимым для огня противника.


Полугусеничный бронетранспортер МЗ, 1-я танковая дивизия, Тунис, феерии, 1943 года
Машины, состоявшие на оснащении танковых войск США. в 1942 году часто несли звезды желтого, а не белого цвета. Такие звезды помещались не только на бортах, но также на задней стенке боевого отдечения и на крышке капота. Серийный номер официально полагалось делать бледно-голубой краской, но на практике номера были белого цвета, чтобы их было удобнее читать. В феврале и марте 1943 года шли бои в Тунисе. Стандартная краска ANA 613 (FS #34087) плохо подходила для той местности. Поэтаму в 1-й танковой дивизии техник)' часто камуфлировали подручными методами: обмазывали машины глиной, использовали растительный камуфляж и т.п. В результате техника хотя и сливалась с местностью, но приобретала крайне неопрятный вид.

Боевой дебют М2 и МЗ состоялся в ноябре 1942 года в ходе операции «Факел» - высадке американской армии во Французскую Африку. В составе высадившихся войск было два танковых полка, каждый из которых располагал по сотне бронетранспортеров, и один мотопехотный полк, насчитывавший 230 бронетранспортеров. Бронетранспортеры широко использовали во многих частях, прежде всего в артиллерийских и разведывательных. Всего в 1942 году американцы перебросили в Северную Африку 733 бронетранспортера. Первой частью, использовавшей бронетранспортеры в бою, стал 6-й мотопехотный полк 1-й танковой дивизии. Этот полк был первым мотопехотным полком Армии США, сформированным еше в мае 1940 года. В январе-феврале 1943 года полк понес тяжелые потери в ходе ожесточенных боев с немцами в районе Сидибу-Зид и Кассеринского перевала.


Бронетранспортер МЗ, Deutsche Afrika Korps, Тунис, март 1943 года
Во время боен под Сидибу-Зидом и в районе Кассеринского перевала в феврале 1943 года немцы смогли захватить большое количество исправных бронетранспортеров МЗ, большинство из которых принадлежало американской 1-й танковой дивизии. Поскольку немцы испытывали нехватку автотранспорта, бронетранспортеры были немедленно поставлены на службу. Этот МЗ использовался в качестве импровизированного санитарного бронетранспортера. Машина сохранила оригинальный камуфляж и жатую звезду; немцы лишь добавили красный крест на борту и растянули на капоте флаг с красным крестом. Обычно ненцы ставили на трофейную технику большие белые кресты, но в этом случае было решено ограничится красным крестом. Машина выкрашена по американскому армейскому стандарту в оливковый цвет. Прежние владельцы дали машине собственное имя «Мооп Lite» («лунный свет»). Обычно имена машин начинались с буквы, обозначающей роту. Поэтому данный бронетранспортер, мог принадлежать медицинской части, иначе трудно объяснить столь странное название


Полугусеничные бронетранспортеры не пользовались популярностью у солдат, которые называли их «яшиками Пурпурного сердца» («Пурпурное сердце» - американский орден за боевое ранение). Причиной такого отношения стало отсутствие крыши над боевым отделением и слишком тонкая броня. Без крыши бронетранспортеры слишком часто становились жертвами навесного артиллерийскою огня, а тонкая броня не выдерживала попадания пуль крупнокалиберного пулемета. Когда генерал Омар Брэдли спросил молодого солдата, пробивают ли борта пули немецких пулеметов, солдат не без сарказма ответил: «Нет, сэр! Пули только протыкают борта и шлепаются на пол». Офицерам также не нравилось то, что бронетранспортеры требуют слишком аккуратного обращения и перевозят меньше людей, чем обычные 2.5-тонные грузовики, хотя занимают в конвое такое же место. В одном из донесений можно было прочесть: «Собранный к настоящему времени опыт показывает, что транспортировка пехоты с помощью бронетранспортеров сопряжена со многими проблемами. Бронетранспортеры слишком сложны в эксплуатации и практически беззащитны против авиабомб и артиллерийского огня».

Повсеместный скепсис в отношении полугусеничных бронетранспортеров не разделяли многие высшие офицеры, в частности генерал Омар Брэдли. Генерал считал, что недовольство пехотинцев бронетранспортером представляет собой всего лишь внешнее проявление нежелания применять новую тактику. Американские части в Северной Африке были плохо обучены и не могли действовать также эффективно, как ветераны из немецкого корпуса «Африка». Сам же Брэдли оценивал бронетранспортеры как «удачные и надежные машины, плохая репутация которых объясняется недостаточной подготовкой личного состава. Солдаты слишком многого хотят от специализированных машин».
После завершения операции «Husky» (высадки союзников на Сицилии) отношение к бронетранспортерам оставалось двойственным. Командующий 2-й танковой дивизии генерал Хью Гэффи заявил, что «цыганский табор» 41-го пехотного полка можно было бы с успехом заменить более компактным конвоем, если вместо МЗ использовать обычные 2,5-тонные грузовики. Однако командиры мотопехотных частей думали иначе. Так как мотопехотными полками командовали более молодые командиры, они смогли принять новую тактику, в отличие от своих более консервативных предшественников. Полковник Сидни Хиндс утверждал, что бронетранспортеры позволили мотопехоте следовать за танками по местности, абсолютно не проходимой для грузовиков. Кроме того, даже скромная защита позволяла подвозить пехоту гораздо ближе к цели, чем это было возможно с помощью грузовиков. Бронетранспортеры могли следовать за пехотой даже в том случае, если солдатам приходилось спешиваться. Пехотинец шел в бой налегке, оставив свое имущество в бронетранспортере. Таким образом, мотопехота на бронетранспортерах действовала гораздо эффективнее мотопехоты на грузовиках.


К1944 году М2А1 стал многоцелевой машиной. В данном случае бронетранспортер используют в качестве буксира для 57-ММ противотанковой пушки M1, представлявшей собой выпускавшуюся в Америке по английской лицензии 6-фунтовую противотанковую пушку. Фотография сделана во время кровопролитных боев за Аахен, 15 октября 1944 года. На бронетранспортер погружены дополнительные боковые экраны к орудийному щитку.

Одной из серьезных проблем было то, что многим старшим офицерам не нравился внешний вид бронетранспортеров, которые в полевых условиях неизбежно обрастали разными навесными грузами. Офицеры считали, что увешанные мешками и ящиками машины имеют неопрятный и небоевой вид. Но несмотря на все сопротивление, полугусеничные бронетранспортеры получили поддержку со стороны командования сухопутных войск. Через год, во Франции, бронетранспортеры оправдали возлагаемые на них надежды.

ЕЩЕ СТАТЬИ

Категория: БТР | Добавил: garanchuk (06.04.2010) Просмотров: 4636 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оружие россии | Бронетехника | ПВО | артиллерия | Танки
Хостинг от uCoz Copyright Vooruzenie © 2016
При использовании материалов обязательно наличие активной ссылки Оружие