БМП: предистория - БМП - Бронетехника - Современное оружие россии и мира
Оружие Бронетехника ПВО Артиллерия Каталог
Бронетехника
Танки
БМП
БТР
БРМ
ПВО
ЗРК
ПЗРК
Радиолокационные станции
Артиллерия
Самоходная артиллерия
Реактивная артиллерия
Самолеты

Главная » Бронетехника » БМП » БМП: предистория

БМП: предистория



Появление БМП в 1967 г. было тем более удивительным, учитывая относительную отсталость Советской Армии в бронированных машинах пехоты. Во второй мировой войне Красная Армия была единственной крупной армией, не имевшей сколько-нибудь заметного количества бронетранспортеров. Такие машины, как немецкий SdKfz 251, английский «Юниверсал Кэрри-ер» и американский полугусеничный МЗ были первой серьезной попыткой дать пехоте возможность держаться на поле боя вместе с танками и оказывать взаимную помощь. Как таковые, они были жизненно важным компонентом в деле развития современной общевойсковой тактики. Советская Армия не получила во второй мировой войне никаких бронированных машин пехоты потому, что им уделялось мало внимания - матушка-Россия сконцентрировала свои промышленные ресурсы на производстве танков и самоходных орудий. Немецкие офицеры давно пришли к выводу, что отсутствие моторизованной пехоты было одним из главнейших недостатков в тактике Советской Армии.

После войны Советская Армия начала постепенно механизировать свою пехоту. У нее был некоторый опыт применения бронетранспортеров - получаемых по ленд-лизу «Юниверсал Кэрриер» и американских полугусеничных машин, а также трофейных немецких SdKfz 251. Полугусеничные машины не были популярны поскольку в них сложность и стоимость гусеничной техники сочетались с недостаточной мобильностью. Такая точка зрения не была какой-то особенной - после 1945 года от полугусеничной подвески почти повсеместно отказались в пользу колесной или гусеничной схемы.

Первая бронированная машина пехоты, принятая на вооружение Советской Армии - БТР-152, был разработан на основе американского полугусеничного МЗ и немецкого SdKfz 251 и имел колесную ходовую часть вместо полугусеничной. БТР-152 был весьма маловпечатляющей машиной, уступавшей в скорости своим предшественникам времен войны и бывшей чуть больше чем бронированный грузовик. Но он был дешевым и требовал мало затрат на содержание, а это было важно, поскольку Советской Армии необходимо было им оснастить более 120 стрелковых дивизий. БТР-152 был только первым шагом в деле механизации пехоты.

К началу 50-х годов некоторые армии НАТО работали над гусеничными машинами для пехоты. В отличие от полугусеничных машин времен войны или «Юниверсал Кэрриер» они были полностью бронированными, включая крышу.

Гусеничная подвеска давала им повышенную, по сравнению с колесными машинами, проходимость на трудной местности, особенно по снегу и грязи. Это поколение боевых машин как правило называлось бронетранспортерами. Первыми их образцами были американский М59,. английский FV432 и бундесверовский HS.30.

Советская Армия приступила к экспериментам с гусеничными машинами пехоты после 1945 года. Самой простой из них был К-75 - перевозивший 17 солдат транспортер с открытым верхом, разработанный полковником А.Ф.Кравцовым в Московской инженерной мастерской на базе усиленной ходовой части легкого танка Т-70. Намного более серьезным проектом был объект 112 - средний транспортер, способный перевозить 25 пехотинцев в полностью бронированном кормовом отделении. Разработанный конструкторской группой Горлицкого из Свердловска, он весил 18 тонн, но был слишком сложным и дорогостоящим для 1949 года и в массовое производство так и не пошел. Однако он сыграл важную роль в последующие годы как основа для серии бронированных ходовых частей ГМ-100. использовавшихся на многих машинах, таких как 152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация» и зенитно-ракетный комплекс 2П24 «Круг» (натовское обозначение SA-4 «Ganef»). Третьим гусеничным транспортером, разработанным в конце 40-х, был К-78, также спроектированный Кравцовым, Это был плавающий пехотный транспортер, разработанный вместе с новым плавающим разведывательным танком К-90. Ни К-78, ни К-90 в серию не пошли, но создали основу для плавающего разведывательного танка ПТ-76 и первого послевоенного советскою гусеничного бронетранспортера БТР-50.

Опыт эксплуатации БТР-152 показал, что простые бронированные грузовики в качестве транспортеров пехоты имеют серьезные недостатки. Это было особенно очевидно в танковых дивизиях, где машины с пехотой должны были держаться вместе с танками. БТР-152 практически не мог передвигаться по пересеченной местности с каменистым или мягким грунтом и был «привязан» к дорогам. В 1951 г. конструкторское бюро Котина в Ленинграде разработало гусеничный пехотный транспортер для мотострелковых полков танковых дивизии, используя ходовую часть нового разведывательного танка ПТ-76. Эта машина - БТР-50П - была непосредственной переделкой ПТ-76 , вместо башни в передней части корпуса была установлена простая надстройка в виде открытой коробки. Получившаяся машина могла быть использована для транспортировки 20 солдат на простых скамейках или для перевозки до двух тонн грузов.

БТР-50П не вполне отвечал требованиям, предъявляемым к бронированным машинам пехоты. Хотя более мобильный, чем БТР -152, он имел неудобный вход и выход. Пехоте приходилось взбираться по бортам, что требовало времени и представляло неудобство для солдат в полевой выкладке. Выход был таким же медленным и намного более опасным под огнем, поскольку солдатам приходилось карабкаться через крышу. Вдобавок русские начали понимать что боевая машина пехоты должна быть подогнана под размер отделения. БТР-50 перевозил два отделения (20 солдат). Поскольку мотострелковые роты Советской Армии имели троичную структуру (три взвода по три отделения каждый) неизбежно происходила путаница, когда в одной машине смешивались отделения разных взводов. Как и в большинстве стран НАТО того периода, в 60-х годах произошел общий переход от больших бронетранспортеров к несколько меньшим, вмещавших одно отделение. К концу 60-х каждая мотострелковая рота получила свои БТРы, в каждом бронетранспортере по одному отделению.

В конце 50-х в тактической доктрине Советской Армии произошла радикальная перемена, связанная с новыми идеями относительно природы будущей войны. Натовская доктрина того периода, особенно доктрина армии США. была ориентирована на применение на поле боя тактического ядерного оружия. Советская Армия быстро приняла чту доктрину и начались дискуссии относительно того эффекта, который могло оказать ядерное оружие на тактику общевойсковых соединений. Было очевидно, что чрезвычайная мощь ядерного оружия делала массирование сил почти самоубийственным. Части должны были действовать высокомобильными рассредоточенными группами, чтобы не предоставлять противнику четкой цели. Обычная пехота была бы неэффективна в таких условиях. Поэтому в 1957 г. Советская Армия начала переформировывать все свои стрелковые дивизии в мотострелковые. Остался вопрос: сможет ли пехота вообще выжить на ядерном поле боя будущего?




БМП-1 механизированного полка сирийской армии, Голанские высоты, октябрьская война 1973 года. Сирийские <БМП-1 были окрашены как советские машины - целиком темно-зеленые, с нанесенными пульверизатором полосами горчично-песчаного цвета, иногда еще с пятнами средне-серого цвета, как показано на рисунке. Маркировок обычно не было, даже тактических номеров. Некоторые сирийские части имели прямоугольные эмблемы, однако, как правило, на БМП-1 их не было, возможно по причине их слишком позднего прибытия перед началом боевых действий.



Вплоть до конца 50-х мотопехота использовала на поле боя бронетранспортеры как такси. Они привозили свои пехотные отделения к месту боя, где они высаживались и сражались пешими. Такая тактика вызывала сомнение на поле боя с применением ядерного оружия, поскольку была опасность радиоактивного заражения, которое убило бы незащищенную пехоту. Бронированные машины давали очевидное решение: помимо пуль и осколков солдаты были защищены и от большинства форм радиации. Таким образом появилась концепция боевой машины пехоты (БМП). Пехота могла вести огонь БМП в зараженных районах или высаживаться и воевать традиционным способом в обычных конфликтах.

Одной из центральных проблем, с которой столкнулись конструкторы, была цена и начальная стоимость постройки, а так же стоимость эксплуатации в частях. Колесные бронированные машины, как показал опыт, были значительно менее дорогостоящими в эксплуатации, чем гусеничные, и в целом проще в обслуживании. В качестве компромисса Красная Армия решила избрать в отношении механизации пехоты смешанный подход. Осуществление проекта БМП было задержано на несколько лет из-за скепсиса Хрущева в отношении столь дорогостоящей пехотной машины. Он сказал военным, что «если есть снаряд, способный пробить броню БМП. то будет намного разумнее продолжать перевозить мотострелков в грузовиках». После снятия Хрущева с поста в 1964 г. был найден компромисс. Для большинства мотострелковых дивизий был выбран менее дорогой колесный бронетранспортер БТР-60ПБ. Для мотострелковых полков танковых дивизий, развернутых в Центральной Европе и в европейской части СССР против НАТО, должна была быть разработана новая высокотехнологичная боевая машина пехоты. Позже таких должно было стать больше. К началу 80-х типичная советская мотострелковая дивизия имела два полка бронетранспортеров и один полк БМП.

ЕЩЕ СТАТЬИ

Категория: БМП | Добавил: garanchuk (03.02.2010) Просмотров: 5449 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оружие россии | Бронетехника | ПВО | артиллерия | Танки
Хостинг от uCoz Copyright Vooruzenie © 2016
При использовании материалов обязательно наличие активной ссылки Оружие