Matilda «Матильда»: модификации - Танки - Бронетехника - Современное оружие россии и мира
Оружие Бронетехника ПВО Артиллерия Каталог
Бронетехника
Танки
БМП
БТР
БРМ
ПВО
ЗРК
ПЗРК
Радиолокационные станции
Артиллерия
Самоходная артиллерия
Реактивная артиллерия
Самолеты

Главная » Бронетехника » Танки » Matilda «Матильда»: модификации

Matilda «Матильда»: модификации


В конце 1-й Мировой войны англичане потратили много времени, разрабатывая специализированные танки. Эти танки должны были брать на себя часть заданий, обычно возлагавшихся на саперов. В межвоенный период работы постепенно свернули. В конце 1937 года к некоторым проектам было решено вернуться.

Минный тральщик

Первым шагом в создании танка-тральщика было создание на фирме John Fowler & Со. из Лидса минного плуга, с помощью которого мины извлекались из земли и отбрасывались в сторону. На этот плуг автор изобретения получил патент. Испытанный на танке Mark IV Dragon, минный трал затем был установлен на прототипе А11Е1. Трал состоял из рамы, подвешенной на шкворнях к бортам танка. К передней части рамы крепилось несколько лемехов и катков. В нерабочем положении трал приподнимался над землей с помощью хитроумного устройства, отбиравшего мощность у двигателя. Для этого над трансмиссией смонтировали раздаточную коробку. В нерабочем положении трал поднимался выше линии зрения механика-водителя. После испытания трал дополнительно оснастили резаком для колючей проволоки и рекомендовали к серийному производству. Первые 60 танков АН не имели креплений для трала, следующие 79 танков уже можно было оснастить тралом. К январю 1940 года производители отгрузили 14 тралов, из которых 12 доставили во Францию. Испытания показали, что трал неэффективен на твердом мерзлом фунте. В боевой обстановке трал никогда не применяли, по крайней мере нам не известно ни одно доказательство этого.

Похожие планы имелись в отношении танков А12 Matilda, но выявились слишком большие сложности. В частности, на танк практически невозможно было установить раздаточную коробку. Комитет по минным тралам оказался под впечатлением от французского минного трала, представлявшего собой шесть больших стальных дисков. Была создана английская версия такого трала, однако, выяснилось, что в боевой обстановке трал слишком громоздок и неудобен. К тому времени фирма Fowler & Со разработала несколько видов роллерных тралов (Anti-Mine Roller Attachment - ARMA) для различных типов английских танков. Один из таких тралов приспособили для «Матильды».

Тралы ARMA представляли собой раму, подвешенную с помощью скоб к бортам танка. Спереди рама покоилась на четырех катках, оснащенных гусеницами. Поскольку трал выходил из строя при взрыве мины, его использовали лишь для обнаружения минных полей. Обезвреживать обнаруженное минное поле приходилось саперам вручную. Это многих не устраивало, поэтому работы продолжались. В Центре методов штурма укреплений проходили испытания устройства под кодовым названием «Carrot». Устройства представляли собой фугасы трех типов. Один массой 600 фунтов (250 третий - 25 фунтов (10 кг). Первые два заряда подвозились на минном трале в центр минного поля или под заграждение, после чего сбрасывались и дистанционно подрывались. При удаче, взрыв вызывал детонацию окружающих мин. Из 140 ARMA, поставленных для танков «Матильда». 100 были приспособлены для перевозки фугасов. Малый фугас крепился на носу танка и подрывался в тот момент, когда танк таранил препятствие. Сила взрыва была недостаточной для того, чтобы причинить танку вред, но помогала разрушить заграждение.

Matilda Scorpion

Более эффективным методом обезвреживания мин было использование цепного трала. Работу над цепным тралом начали перед войной, первым автором проекта стал южноафриканский инженер Абрам дю Туа. Получив определенную известность у себя на родине, дю Туа был направлен в Англию. Неофициальные эксперименты с тралом в Ливии продолжал капитан Норман Берри. Летом 1942 года работу капитана оценили и несколько «Матильд» оснастили цепными тралами. К тому времени «Матильды» уже практически устарели. Переделанные в минные тральщики «Матильды» получили известность как Matilda Scorpion. Каждый танк оснащался решетчатой фермой, крепившейся к бортам машины. Впереди к ферме крепились два вращающихся барабана, обвешенных цепями. Барабаны вращал двигатель Ford V8, помещенный в большом кожухе на правом борту танка. Управление тралом осуществлялось извне танка. В октябре 1942 года в битве под Аламенном участвовали двадцать четыре «Матильды-скорпиона». Испытания в боевых условиях завершились обнадеживающе, хотя необходимость дальнейшего совершенствования системы ни у кого не вызывала сомнение.
Matilda Scorpion Mark I. В некоторых подразделениях 6-го, 42-го и 44-го танковых полков имелись машины, оснащенные цепными тралами. В ходе второй битвы под Аламейном эти танки использовались с некоторым успехом. В большинстве случаев экипажи выламывали крышку люка, открывавшую доступ к органам управления вспомогательным двигателем Ford V8. Это делалось для того, чтобы улучшить охлаждение мотора. Вал, передающий крутящий момент со вспомогательного двигателя на барабан с цепями, проходит вдоль рамы трала. Если смотреть на танк с левого борта (как изображено на рисунке), то барабан с цепями вращался по часовой стрелке. Танк носит камуфляж. Единственная метка на броне - WD номер, нанесенный черной краской на кожух дополнительного мотора и на корму корпуса.

В начале 1943 года 8-я Армия вошла в Тунис. «Скорпионы» участвовали в боях. К тому времени управление тралом перенесли внутрь боевого отделения. Однако двигатель, приводящий трал в движение, по-прежнему сильно перегревался. «Матильды» участвовали в штурме линии Марет. Но скорость танка была ниже всякой критики. Дело даже не в том, что танк медленно двигался во время расчистки минных полей - как раз при движении по минному полю большая скорость не нужна. Но медлительность «Скорпионов» не позволяла быстро перебрасывать их с одного участка фронта на другой.

Matilda Baron

Тем временем, дю Туа, работавший в Англии в сотрудничестве с фирмой АЕС Ltd., продолжал развивать свои идеи. Теперь его основные усилия были сконцентрированы на проекте под кодовым названием «Ваron». Проект «Ваron» продолжал развитие цепного минного трала. Существовали два прототипа: Mark I, оснащенный двигателем Chrysler и цепной передачей, и Mark II, оснащенный двигателем Bedford и передачей с ведущим валом. Оба танка-прототипа, сохранили штатное вооружение. Двигатель, приводивший в движение барабаны трала, располагался справа. Но серийные тральщики были переделаны коренным образом. С танков сняли башню и заменили ее неподвижной рубкой. На каждом борту корпуса разместили по двигателю Bedford. Это было сделано с целью увеличить мощность трала, так, чтобы танк мог не только тралить мины, но также проделывать проходы в проволочных заграждениях и даже рыть траншеи. Первые танки обозначались как Matilda Baron Mark III, а затем появилась слегка улучшенная модификация -Matilda Baron Mark ША. Всего фирма Curran Brothers в Кардиффе выпустила 60 «Баронов». Все машины использовались для обучения или в демонстрационных целях, но в боях не участвовали.
Танк-тральщик Matilda Baron Mark /НА, «В» Squadron, 43rd Royal Tank Regiment. Танки «Матильда-Барон», использовавшиеся в Англии для подготовки танкистов в период с 1942 по 1944 год, имели камуфляж цвета хаки коричневатого оттенка. Снова на броне не видно никаких обозначений, за исключением стандартного номера WDB сделанного белой краской на кожухе вспомогательного двигателя, на стреле трала, на корме и на лобовой броне корпуса. Следует обратить внимание на гидравлический цилиндр, составной ведущий вал трала и глушитель на выхлопной трубе вспомогательного двигателя. Если смотреть на танк с правого борта (как изображено на рисунке), то барабан вращался против часовой стрелки.


Canal Defence Light (CDL)

История устройства, известного как Canal Defence Light (прожектор охраны канала), слишком запутана, чтобы ее здесь подробно излагать, но она неразрывно связана с танками Matilda. Действительно, «Матильды» стали первыми танками, оснащенными CDL. Одно время четыре из пяти полков CDL были оснащены «Матильдами». Переделка танка заключалась в следующем. Вместо штатной башни на танк устанавливали стандартную башню с толщиной стенок 65 мм. Внутри этой башни размещался дуговой прожектор яркостью 8 миллионов свечей. С помощью зеркал свет прожектора направлялся в вертикальную прорезь в лобовой броне башни. Сбоку от прожектора располагался оператор, который регулировал работу прожектора, менял выходившие из строя дугоразрядники, и при необходимости обслуживал пулемет Besa, который был единственным вооружением танка. Вторым и последним членом экипажа танка был механик-водитель, который по совместительству выполнял обязанности радиста.
Matilda Canal Defence Light и Matilda Crane, 49th Royal Tank Regiment, 35th Tank Brigade. На этой иллюстрации показан способ, каким танки «Матильда» оснащались башней CDL вместо стандартной башни с 2-фунтовой пушкой. Оба типа башен устанавливались на стандартное шасси. Было разработано несколько приемов, облегчавших переделку танков. Оба танка носят камуфляж цвета хаки коричневатого оттенка с расчленяющими пятнами темно-коричневого цвета. На ближнем танке видна коричнево-зеленая эмблема 35-й танковой бригады. Обратите внимание на щелевые ходовые огни, расположенные вместо стандартных фар на крыльях переоборудуемого танка.

Весь проект CDL был засекречен. В случае попытки ночного десанта танки CDL должны были выстроиться вдоль берега с интервалом 100 метров. Огнем прожекторов следовало ослепить противника, а потом, пользуясь этим преимуществом, уничтожить десант. С 1941 по 1944 год к плану CDL подключили две армейские танковые бригады (1-я и 35-я). Позднее в число частей CDL вошел и 42-й танковый полк, прибывший из Египта. Полк CDL насчитывал 42 прожекторных танка, 19 орудийных танков и 4 танка непосредственной поддержки. Орудийные танки служили машинами командиров эскадронов, а танки непосредственной поддержки находились при штабе полка. Имелась возможность очень быстро переделывать орудийные танки в танки CDL и наоборот. Переделка заключалась в следующем. С помощью 5-тонного подъемного крана у танка менялась башня, кроме того, танк оснащали дополнительным генератором, соединенным ременной передачей с ведущим валом. Отличительной особенностью танков Matilda CDL были щелевые ходовые огни, фактически представлявшие собой миниатюрный прожектор, размещенные на правом и левом крыле.

То, что в проекте CDL участвовали прежде всего «Матильды» объясняется тем, что это были многочисленные, хорошо бронированные и достаточно надежные машины. Недостатком же была их тихоходность, а также экипаж из двух человек. К 1943 году большинство «Матильд» в прожекторных полках заменили на американские МЗ Lee и Grant.

Другие модификации

Кроме модификаций, упомянутых в предыдущей главе, следует рассказать о нескольких экспериментальных конструкциях, созданных в Англии. Радиоуправляемый вариант танка под кодовым названием «Шаек Prince» появился в 1941 году. Он представлял собой танк А12Е2, оснащенный трансмиссией Wilson с дистанционным управлением. Эксперимент преследовал несколько целей. Во-первых, предполагалось использовать радиоуправляемые танки в качестве ложных мобильных целей. Во-вторых, с помощью радиоуправляемых танков планировалось вскрывать огневые точки противника. В-третьих, радиоуправляемые танки можно было применять в качестве самоходных фугасов. Первоначально планировалось построить 60 управляемых дистанционно машин, но от этих планов пришлось отказаться, так как выяснилось, что трансмиссия Rackham совершенно не годится для дистанционного управления.

Второй экспериментальный образец оснащался ракетой, размещенной вдоль бортового экрана. При необходимости с помощью ракеты планировалось проделывать проходы в проволочных заграждениях.

Еще один проект, предусматривал оснащение танка мостками, которые можно было перебрасывать через рвы. Похожий проект рассматривался еще во время 1-й Мировой войны.

Австралийские эксперименты

Австралийская армия разработала несколько собственных вариантов танков «Матильда», объединенных общим именем Circus Equipment. Эти модели создавались под влиянием боевого опыта войны в джунглях.

Танки-бульдозеры

Первые английские танки-бульдозеры выпускались фирмой British Standard Machinery Со. из Сиднея. Имелось два варианта бульдозеров: No 1 Mark I с кабельным механизмом подъема и опускания ножа, и No.3 Mark 1 с гидравлическим механизмом, работающим с помощью мас-лонасоса Hydreco. Бульдозеры № 1 состояли на вооружении 2/1-го разведывательного эскадрона австралийской танковой бригады, действовавшего на Лабуанах и на Баликапане в августе 1945 года, впрочем, без особого успеха. Тяжелый бульдозерный нож перегружал переднюю часть танка, и то и дело зарывался в землю. Кроме того, нож закрывал обзор механику-водителю. Перегруженным танком было тяжело управлять. В конце войны появился полевой бульдозерный комплект, но пользоваться им можно было с большим трудом из-за несоблюдения стандартов. Многие недостатки первой модели перекочевали на новую модель. Первоначальная идея бульдозерного танка заключалась в том, что этот танк будет расчищать заграждения под огнем противника, засыпать воронки на дорогах или срывать японские доты, а при необходимости сбрасывать лезвие и дальше действовать как обычный танк.

Frog

Австралийский огнеметный танк, созданный на базе танка Matilda, получил известность под названием Frog. Огнемет монтировался в башне, сопло выводилось в трубу, напоминающую ствол 3-дюймовой гаубицы. Спаренный пулемет Besa оставался на месте. Для простоты баки с горючей смесью и систему компрессии также разместили в башне. Таким образом, в башне осталось место только для одного танкиста. 80 галлонов (320 л) густой горючей смеси Geletrol размещались в башенном резервуаре, еще 100 галлонов (400 л) в навесном баке на корме танка. Два 30-галлонных (120 л) бака находились слева и справа вместо инструментальных ящиков, а еще 32 галлона (128 л) хранилось в четырех небольших баках вдоль борта. Схему размещения боезапаса вряд ли можно признать удачной, пополнение внутреннего бака было сопряжено с рядом трудностей. Так или иначе, огнемет мог посылать струю на расстояние до 90 м. В каждый выстрел расход смеси составлял 40 литров. Впервые огнеметные танки применили на Борнео. Огнеметы оказались необычайно эффективны, огорчало лишь то, что между выстрелами приходилось делать 30-секундную паузу для нагнетания в систему сжатого воздуха. Вряд ли нужно говорить о том, что в бою передние и боковые баки никогда не заполняли горючей смесью, даже кормовой бак старались держать пустым. Улучшенный огнеметный танк под кодовым названием Murray использовал кордит для метания горючей смеси. Это не только увеличивало скорострельность, но также высвобождало в башне больше объема, который сразу поспешили заполнить, доведя объем внутреннего бака до 130 галлонов (520 л). Поучаствовать в боевых действиях Murray уже не успел.

Projector

Последней модификацией «Матильды», самой претенциозной и в то же время самой эффектной стал танк Projector Hedgehog No. 1 Mark I, который, впрочем, так никогда и не участвовал в боях. Первоначальная идея заключалась в том, чтобы использовать морские глубинные бомбы для уничтожения укреплений противника, но в конечном итоге получился танк, оснащенный батареей неуправляемых ракет. Направляющие размещались на корме танка, вертикальное наведение направляющих осуществлялось с помощью гидравлической системы, переделанной из системы привода башни американского танка МЗ. В походном положении пусковая установка укладывалась горизонтально и закрывалась бронещитами. При стрельбе направляющим можно было придавать угол возвышения до 45 градусов. Горизонтальная наводка осуществлялась поворотом всего танка.
Экспериментальный ракетный танк Matilda Hedgehog, 4th Australian Armored Brigade, Квинсленд, 1945 год. Танк «Projector» (Hedgehog No. 1 Mark l) показан в момент пуска ракет. Танк несет австралийский темный камуфляж для джунглей, однако, сохранил английские отметки глубины преодолеваемого брода и номера WD (пятизначное число без буквы «Т» в начале).

В качестве ракет использовали морские противолодочные ракеты массой 63 фунта (25 кг). Дальность стрельбы составляла 200-300 метров, в зависимости от типа метательного заряда. Запал электрический. Ракеты 1-4, 6 и 7 пускались при нормальном положении башни. Чтобы пустить 5-ю ракету, башню следовало повернуть чуть влево, так как иначе ракета задевала антенну. Результаты испытаний, проведенных в Саутпорте, Квинсленд, в мае 1945 года, оказались впечатляющими. Меткость стрельбы была достаточной. Командир австралийской 4-й бригады так охарактеризовал новую машину: «Мне больше ничего не надо для полного удовлетворения».

ЕЩЕ СТАТЬИ

Категория: Танки | Добавил: garanchuk (29.03.2010) Просмотров: 4966 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оружие россии | Бронетехника | ПВО | артиллерия | Танки
Хостинг от uCoz Copyright Vooruzenie © 2016
При использовании материалов обязательно наличие активной ссылки Оружие