Британский танк А12 Matild - Танки - Бронетехника - Современное оружие россии и мира
Оружие Бронетехника ПВО Артиллерия Каталог
Бронетехника
Танки
БМП
БТР
БРМ
ПВО
ЗРК
ПЗРК
Радиолокационные станции
Артиллерия
Самоходная артиллерия
Реактивная артиллерия
Самолеты

Главная » Бронетехника » Танки » Британский танк А12 Matild

Британский танк А12 Matild

Первое задание на усиленный пехотный танк было выдано в сентябре 1936 года, хотя сначала планировалось создать более быстроходный и мощный танк с экипажем из трех человек, не улучшая бронирование и даже облегчив вооружение. Затем на протяжении трех месяцев шло обсуждение приоритетных характеристик, непрерывно упирающееся в проблему выбора подходящего двигателя и подрядчика, который согласился бы выпускать танк. В конце концов появилась спецификация на танк непосредственной поддержки А12. Подрядчиком выбрали завод Vulcan Foundry в Ньютонле-Уиллоус, Чешир.

В 1937 году было заказано два танка по цене 30000 фунтов стерлингов. Первоначально танк планировали вооружить двумя спаренными пулеметами, но очень быстро было решено изменить вооружение, заменив один из пулеметов 2-фунтовой (40-мм) противотанковой пушкой. Некоторые офицеры требовали, чтобы танк мог вести огонь фугасными снарядами. Но официальная точка зрения гласила, что танк должен защищать пехоту от танков противника, а 2-фунтовая пушка была в то время одной из лучших противотанковых артсистем в мире.

Проблему мощности двигателя удалось решить, установив на танк два двигателя. Подобным образом уже поступили в 1917 году, оснастив двумя моторами танк Medium A Whippet. И снова в качестве двигателя выбрали двигатель, устанавливавшийся на лондонских автобусах. В этот раз таким двигателем был шестицилиндровый дизель жидкостного охлаждения АБС, развивавший мощность 87 л.с. при 2000 оборотах в минуту. Два таких двигателя разместили параллельно в кормовой части танка. Двигатели вращали прямозубую цилиндрическую передачу, которая находилась в передней части двигательного отсека. От передачи ведущий вал шел между двигателями и соединялся со шестискоростной коробкой переключения передач с пресе-лектором Wilson. КПП имела пневматический привод, работающий от двухфазного компрессора Reavell. Далее крутящий момент передавался через рулевое устройство Rackham на бортовые передачи, соединяющиеся с ведущими колесами. Вентиляторы системы охлаждения размещались над коробкой передач, но каждый имел независимый привод от своего двигателя. Радиаторы можно было выдвигать вверх, чтобы обеспечить доступ к пространству под вентиляторами. Использование сдвоенного двигателя было сомнительным компромиссом. Даже если оба двигателя были идеально отрегулированы, износ трансмиссии был необычайно большим. Единственным положительным моментом было то, что танк мог передвигаться в случае отказа одного из двигателей. Неработающий двигатель можно было отсоединить от передачи, не покидая боевое отделение.

Подвеска А12 была «японского» типа. Конструктивно подвеска представляла собой сложную систему рычагов и горизонтальных пружин. Эта подвеска была разработана фирмой Vickers-Armstrong в 1928 году для японского танка Medium С. Подвеска прошла всестороннее испытание и оказалась очень эффективной при движении с небольшой скоростью. Гусеницы, по крайней мере у прототипа, изготавливались штамповкой; каждый трак имел глубокую выемку в форме буквы Н. Прототипы и первые серийные машины оснащались поддерживающими катками, но в дальнейшем их заменили направляющими, которые были гораздо проще в производстве.

Несмотря на то, что сначала бронированию танка не уделяли большого внимания, толщина брони во многом определила конструкцию танка А12. Лобовая броня была толщиной 78 мм, а самые тонкие бронеплиты имели толщину 20 мм, то есть вдвое превосходили броню танка Vickers Medium. Практически, танк мог держать попадания снарядов любой противотанковой пушки, да и большинства других артсистем. Конструктивно в танке сочетались прокатанные и литые детали. Бронекорпус был достаточно прочным, чтобы исключить необходимость во внутреннем каркасе. Чтобы уменьшить возможные нагрузки на болты во время движения на максимальной скорости, бортовые бронеплиты сделали более тонкими.

Своеобразное устройство имела носовая часть танка, где располагался механик-водитель. Как и АН, танк А12 не имел курсового пулемета, а в состав экипажа не входил стрелок-радист. Носовую часть танка во многом скопировали у закупленного в Америке крейсерского танка Christie. Сложная форма лобовых бронеплит была самым слабым местом в технологии танка. Их изготавливали методом литья, в результате во многих местах толщина деталей была чрезмерной. Чтобы устранить утяжеление носовой части танка, литые детали приходилось обрабатывать, а это был трудоемкий процесс, требовавший квалифицированных рабочих. В отличие от АН, подвеска танка А12 была полностью закрыта сверху и с боков с помощью нескольких панелей.
На рисунке:
1.- Infantry Tank A12, Matilda Mark I, «Gamecock», 7th Battalion, Royal Tank Regiment, 1st Army Tank Brigade, BEF, Франция, 1940 год. Этот танк также несет камуфляж цвета хаки с темно-зелеными пятнами, расчленяющими силуэт. Белые идентификационные квадраты - характерная деталь машин, принадлежавших BEF, однако «Матильды» из 7-го королевского танкового полка редко (если вообще) имели на броне какие-либо эмблемы. Таким образом, 'танк несет лишь номер WD и гражданский регистрационный номер, а также собственное имя, написанное поперек кормы. Этот танк попал в руки немцев. Обратите внимание на модифицированную подвеску и на «хвост», улучшающий ходовые качества танка.

2: Infantry Tank Mark II, Matilda Mark III, «Griffin», No. 4 Independent Troop, Malta Tank Squadron, Royal Tank Regiment, 1942 год. Танковый отряд на Мальте использовал довольно любопытную схему камуфляжа, приспособленную для местных условий. Дело в том, что поверхность острова открытая и испещрена каменными заборами, окружающими поля. Танки камуфлировались таким образом, чтобы напоминать каменную кладку. Никаких обозначений на броне танка нет, за исключением имен танков. Эта машина называется «Griffin» (грифон), ее экипаж, вероятно, прежде служил в 7-м танковом полку. Известно, что на Мальте находилось, по меньшей мере, три «Матильды». Танковый отряд на Мальте объединял танки самых разных типов, включая Light Mark VI, А9, А13 Cruiser и Valentine.


Башня была литой, крыша башни крепилась болтами. На крыше имелась командирская башенка и небольшой люк заряжающего. Заряжающий также обслуживал радиостанцию №11, расположенную в задней части башни. Наводчик располагался перед командиром танка. В его обязанности входило наведение скорострельной 2-фунтовой пушки и спаренного с ней 7,62-мм пулемета Vickers, имевшего жидкостное охлаждение ствола. Снаружи к башне крепились две 4-дюймовые (102-мм) дымовые шашки. Поскольку башня была достаточно тяжелой, ее оснастили гидравлическим приводом. Вертикальное наведение пушки на цель осуществлялось наводчиком вручную: механизмы наводки отсутствовали, наводчик пользовался прикладом. Такой метод наводки требовал, чтобы пушка была хорошо сбалансирована, а это, в свою очередь, означало, что пушка имела довольно длинную казенную часть, занимавшую значительный обьем башни.

От прототипа к серийному производству

Первым прототипом танка Matilda Senior была машина А12Е1 (Т3431). доставленная на полигон в апреле 1938 года. В ходе 1000-мильного (1600 км) пробега обнаружились неожиданно хорошие ходовые качества танка. А вот система охлаждения двигателя оказалась недостаточно эффективной, впрочем, эта болезнь встречалась практически у любого нового танка. Танк развивал максимальную скорость 25 км/ч и обладал хорошим запасом мощности. Единственным замечанием комиссии было изменить форму гусеничных траков, чтобы они не слишком портили асфальт при движении по шоссе. Все было готово к началу серийного выпуска.

Первоначальный заказ предусматривал поставку 140 танков. Этот контракт разместили на заводе Vulcan Foundry в июне 1938 года. В августе того же года дополнительный контракт в 40 машин получила фирма Ruston & Hornsby Ltd. из Линкольна. Когда же угроза войны стала очевидной, контракты получили и другие фирмы: John Fowler & Со (Лидс), North British Locomotive Company (Глазго), Harland & Wolff (Белфаст и Лондон), Midland and Scottish Railway Company (Горвич). Всего планировалось выпустить 2890 танков, из которых 20 должны были быть изготовлены из мягкой стали. К сожалению, организация даже такого скромного производства заняло недопустимо много времени. Например, фирма John Fowler приступила к выпуску первых 75 «Матильд» лишь в марте 1942 года, так и не завершив серию до начала 1943 года, когда танк уже окончательно устарел. В августе 1940 года, когда положение Великобритании было критическим, одну «Матильду» отправили в Штаты для испытаний и возможного налаживания выпуска танка за океаном. Выпуск так и не наладили, но история имела любопытные последствия. Г-н Л.Э. Карр из английской танковой миссии в США разработал двигательную установку, рассчитанную на два двухтактных дизеля General Motors. Позднее эту установку использовали в конструкции танка М4А2 Sherman.

1940 - провал во Франции

Штатное расписание танкового батальона в 1940 году включало 50 пехотных танков, разделенных между тремя ротами по 16 машин в каждой, плюс два танка при штабе батальона. Кроме того, батальон располагал семью легкими танками для связи и восемью бронетранспортерами для перевозки личного состава. Предполагалось в качестве пехотного танка использовать машины А12 Matilda (или Valentine), поскольку огневая мощь батальона оценивалась в 50 2-фунтовых пушек. Два таких батальона действовали 1940 году во Франции в составе английского экспедиционного корпуса. К началу войны, из 100 пехотных танков только 23 приходилось на А12, которые были взяты из 7-го королевского танкового полка. Остальные машины батальонов были взяты из 4-го танкового полка, это были танки АН. Вскоре выяснилось, что танки попали не на ту войну.

В первые дни войны немецкая армия просто не располагала стационарной обороной, которую требовалось бы штурмовать с помощью пехотных танков. Вместо позиционной войны, немцы предприняли серию широких маневров по всему фронту. Когда 21 мая английские танки вступили в бой с немцами под Аррасом, выяснилось, что немецкие 37-мм пушки могут поражать английские машины. А1 понесли дополнительные потери из-за того, что их открытые гусеницы оказались особенно подвержены действию снарядов. С другой стороны, более легкие A11 оказались надежнее тяжелых А12. Некоторые командирские A11 были вооружены 12,7-мм пулеметом Vickers, что оказалось весьма кстати. Кроме того А11 были оснащены двумя 4-дюймовыми гранатометами, стрелявшими дымовыми шашками. Радиостанция № 11 помешалась в корпусе у стенки моторного отделения. Это было достаточно неудобно, так как командиру для обслуживания радиостанции приходилось спускаться из башни.

Главной бедой танков А12 во Франции были ненадежные гусеницы. Едва рисунок на гусеничных траках оказывался залепленным грязью, гусеницы становились совершенно гладкими и практически не имели сцепления с дорогой. До начала войны появились две модификации «Матильды». В сентябре 1939 года на полигоне Тилфорд под Олдершо-том прошел испытания танк, оснащенный устройством для преодоления траншей. Выяснилось, что прорытая в песке траншея шириной шесть футов (180 см) - непреодолимое препятствие для танка. Тяжелый «хвост» перегружал заднюю часть танка, и в то же время нисколько не помогал танку выбраться из траншеи. Тогда, вместо хвоста было решено оснастить танк полозьями, расположенными перед и позади гусениц. Полозья представляли собой коробку, плоскую с боков, но изогнутую у основания. Полозья добавляли к длине танка более полутора метров. Дальнейшие испытания показали, что оснащенный полозьями танк способен преодолевать траншеи шириной 6 футов, но зарывается на семифутовых (ок. 210 см) траншеях. Тогда танк оснастили увеличенными полозьями длинной 2 м, однако, результаты испытания этих полозьев не известны. Другая модификация касалась подвески танка. Имелись опасения, что дорожный просвет танка слишком мал, и, чтобы увеличить его, тележки опустили на 15 см. В результате клиренс увеличился на те же 15 см, но сами тележки оказались открытыми. Кроме того, это привело к перегрузке подвески, которая теперь работала при ненормальных углах рычагов. Как и полозья, опущенные тележки установили лишь на несколько танков, находившихся во Франции, и больше нигде не применяли.

Все пехотные танки 1-й армейской танковой бригады были потеряны во Франции. Уцелели лишь машины 8-го королевского танкового полка. Полк был на две трети оснащен машинами АН и на одну треть - А12. В течение некоторого времени 8th RTR оставался единственным боеспособным танковым полком на юге Англии





ЕЩЕ СТАТЬИ

Категория: Танки | Добавил: garanchuk (11.03.2010) Просмотров: 3515 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оружие россии | Бронетехника | ПВО | артиллерия | Танки
Хостинг от uCoz Copyright Vooruzenie © 2016
При использовании материалов обязательно наличие активной ссылки Оружие