Средний танк Т-64 - Танки - Бронетехника - Современное оружие россии и мира
Оружие Бронетехника ПВО Артиллерия Каталог
Бронетехника
Танки
БМП
БТР
БРМ
ПВО
ЗРК
ПЗРК
Радиолокационные станции
Артиллерия
Самоходная артиллерия
Реактивная артиллерия
Самолеты

Главная » Бронетехника » Танки » Средний танк Т-64

Средний танк Т-64


Окончательное решение о проектировании и постройке нового танка в Харькове было принято в 1958 г., когда в этот крупнейший промышленный центр Украины был переведен из Нижнего Тагила А.А. Морозов с группой конструкторов. Морозов вместе с коллегами разработал на Урале танк Т-54 и считался крупнейшим в СССР специалистом по проектированию средних танков. Скорее всего, инициатива перевода в Харьков принадлежала самому Морозову, харьковчанину по месту рождения. Здесь же, в Харькове, в предвоенные годы Морозов проектировал танк Т-34. В первый год Великой Отечественной войны танковое КБ эвакуировали ИЗ Харькова в Нижний Тагил.

После отъезда Морозова проектный отдел «Уралвагонзавода» возглавил Леонид Карцев. Возглавил, вероятно, по протекции Морозова. Карцев и Морозов поддерживали дружеские отношения в течение долгих лет, как до этого назначения. так и после.

Морозову и его КБ поручили работу по проектированию танка принципиально новой конструкции. Карцев должен был заниматься модернизацией состоявших на вооружении танков. Оба КБ работали в достаточно тесном контакте и постоянно обменивались информацией.

Морозов искал пути радикально улучшить интегральные характеристики танка. Карцев - сосредоточился на улучшении огневой мощи. К середине 50-х годов в СССР удалось создать 100-мм гладкоствольную пушку, пригодную для установки в башню танка Т-54. Экспериментальный танк с таким орудием получил обозначение «объект 140». Опытные стрельбы выявили необходимость увеличения калибра пушки до 115 мм. В 1959 г. на испытания вышли машины «объект 165» и «объект 166», вооруженные 115-мм гладкоствольными орудиями. Одна из этих экспериментальных машин послужила прототипом танка Т-62 (модель 1960 г.).

Работы в Харькове привели к постройке в 1960 г. экспериментального изделия «объект 430» (было построено не менее двух машин). На одном «объекте 430» стояла 115-мм гладкоствольная пушка, но втором - 100-мм гладкоствольная. В качестве основного вооружения выбрали 115-мм орудие Д-68, которое после принятия на вооружение получило индекс У5ТС (2А20). этими пушками вооружались танки Т-62.

Уменьшить высоту танка удалось за счет использования корпуса новой формы, но в первую очередь - за счет использования дизеля с горизонтальным оппозитным расположением цилиндров. Новый дизель 5ТДФ имел мощность 760 .т.е.

Выход из строя двигателя при движении на больших скоростях предотвращался традиционным для русских ганков способом - установкой ограничителя числа оборотов. Максимальная скорость танка искусственно ограничивалось значением в 65-70 км/ч. Бросалась в глаза совершенно новая ходовая часть машины. Очевидно, что лишь применение опорных катков, изготовленных из легких сплавов, могло обеспечить плавность движения с высокой скоростью по бездорожью. За счет уменьшения диаметра катков удалось увеличить ход амортизаторов и облегчить торсионы или уменьшить их длину. Конструкторы предпочли остановиться на укороченных торсионах, которые можно было разместить внутри корпуса, что в свою очередь позволяло уменьшить высоту машины. Нагрузку на опорные катки от гусеничных траков уменьшали поддерживающие гусеницу ролики-направляюшие. Большее количество опорных катков позволило более равномерно распределить нагрузку на гусеничную ленту и уменьшить ширину траков при сохранении приемлемого удельного давления на грунт. Использование более коротких траков, опять же, работало на уменьшение массы танка в целом. В конструкции ходовой части явно прослеживается влияние ходовой части советских тяжелых танков времен второй мировой войны.

Новая ходовая часть отрабатывалась на экспериментальных машинах «объект 430» (модель 1960 г.) и «объект 1967» (модель 1961 г.). построенных на основе танка Т-62: выпуск танков Т-62 начался в Нижнем Тагиле. В 1962 г. на испытания вышел «объект 167ГГД», оснащенный газотурбинным двигателем.

Параллельно с совершенствованием силовой установки и ходовой части, велись работы по ноной системе управления огнем и изысканию возможности повышения скорострельности танковой пушки. В 1963 г. появился «объект 432», внешне идентичный «объекту 430», но оборудованный автоматом заряжения орудия и оптическим дальномером ТПД-43Б. При ручном заряжении теоретическая скорострельность орудия ганка Т-62 составляла четыре выстрела в минуту, практическая - два. Погрешность определения дистанции до цели оптическим дальномером была ниже, чем ошибка при механическом наведении орудия.

К 1964 г. на полигоне в Кубинке завершились испытания «объектов 167, 167ГТД, 432». «Объект 432» был выбран в качестве прототипа нового танка, выпускать который предстояло Харьковскому паровозостроительному заводу и «Уралвагонзаводу». Серийный выпуск машин, получивших наименование средний танк Т-64 (модель 1963 г.), начался в Харькове в 1964 г., а в Нижнем Тагиле - в 1965 г. За три года два завода построили более 600 танков Т-64.

Между тем, испытания выявили необходимость повысить вероятность поражения целей на дистанциях порядка 1000 м и более. За счет совершенных систем управления огнем бронетехника вероятного противника могла вести эффективную прицельную стрельбу с дистанций около 2000 м. Дальность же прямого выстрела 115-мм пушки У5ТС подкалиберным снарядом составляла 900 м, а кумулятивным - и того меньше, 600 м. В это же время стремительно прогрессировали комплексы управляемого противотанкового ракетного оружия, а количество носителей ПТУР постоянно росло. В США с 1959 г. экспериментировали с комплексом ПТУР «Шиллера», ракеты которго запускались через 155-мм орудие танка ХМ-551 (впоследствии - М-551 «Шеридан»). Противотанковые ракеты «прописались» на самом танке. В СССР внешняя установка комплекса ПТУР 9M14 «Малютка» отрабатывалась на изделии «объект 167» (модель 1961 г.), однако установленная открыто на броне ПУ ПТУР была чрезмерно уязвима даже от огня стрелкового оружия и осколков снарядов, а использование такой установки ПТУР в условиях применения ядерного оружия вообще представлялось невозможным. Альтернативу открыто установленному комплексу ПТУР предложили конструкторы Челябинского тракторного завода (завод № 200) во главе с Павлом Исаковом. Заводское КБ с 1960 г. занималось работами по тяжелым танкам, здесь было предложено вооружить танк безоткатным орудием, способным вести огонь как обычными снарядами, так и неуправляемыми ракетами. С целью резкого уменьшения высоты силуэта танка, конструкторы коренными образом пересмотрели роль и задачи членов экипажа. Рабочее место механика-водителя переносилось в башню, точнее - его функции передавались командиру танка. Наличие автомата заряжения делало ненужным присутствие заряжающего. Таким образом, экипаж сокращался до двух человек - командира и наводчика. Испытания экспериментальный танк проходил под обозначением «объект 775» (модель 1962 г.). Боекомплект танка состоял из 24 управляемых ракет и 48 неуправляемых осколочно-фугасных реактивных снарядов.

Интерес к разработке ракетного танка проявило и конструкторское бюро Котина, расположенное на Кировском заводе в Ленинграде. КБ также занималось разработкой проектов тяжелых танков. Здесь предложили проект машины, вооруженной установленными в передней части двумя 73-мм безоткатными пушками с боезапасом по 32 снаряда на ствол и пусковой ракетной установкой с 15 направляющими, смонтированной в задней части корпуса. Экипаж состоял из четырех человек: командира, механика-водителя и двух наводчиков-заряжающих безоткатных орудий. Машина подучила обозначение «объект 287» (модель 1962 г.). Экспериментальный танк отличался исключительно мощным бронированием и экстремально низким силуэтом. Данная машина не стала прототипом среднего танка, но многие конструктивные решения «объекта 287» использовали в ходе проектирования БМП-1 в середине 60-х годов.

В середине 60-х годов три советских танковых завода в Омске. Нижнем Тагиле и Харькове выпускали три различных типа средних танков - Т-55. Т-62 и Т-64. В наибольшей степени требованиям к среднему танку удовлетворял Т-64.11ередко встречаются оценки этой машины как «сырой», технически недоработанной и ненадежной. В литературе постоянно встречаются упоминания о недоведенности двигателя, страдавшего потерей мощности, об отказах механизма заряжения, тесноте внутри машины. Можно уверенно заявлять - все вышеперечисленные недостатки в полной мере присущи всем советским танкам, начиная от Т-54 и заканчивая Т-72 и Т-64 на этом фоне ничем особенным не выделяется.

В 1965 г. в серийное производство был запущен танк Т-64А, вооруженный 125-мм гладкоствольной пушкой и оснащенный новым автоматом заряжания. Впервые на Западе танки Т-64 идентифицировали тогда, когда они появились на вооружении расквартированной в Венгрии Южной группы войск. Т-64 находились на вооружении многих соединений Советской Армии, размещенных за пределами Союза: в частности эти танки состояли на вооружении частей 2-й и 3-й ударных, 2-й и 20-й гвардейских армий.

По ходу производства в конструкцию танка внесли множество усовершенствований. До прекращении серийного производства в 1975 г. завод в Харькове изготовил более 8000 танков Т-64, 3997 из их оставались на вооружении в 1991 г. Командирские машины добавили к своему обозначению литеру «К». Состав оборудования Т-64К пополнился второй радиостанцией и системой предупреждения о радиационном обнаружения местности. С 1974 г. на танках стали заменять оптические дальномеры ТПД-7 на лазерные ТПД-К-11: оптическая головка лазерного дальномера монтировалась в левой передней части башни, а оставшееся отверстие от головки оптического дальномера в правой части башни закрывали стальной заглушкой.

Работы по полномасштабному проектированию танка 80-х годов завершились в Харькове к 1976 г. фактически новый танк продолжал линию развития конструкции Т-64. Последние серии Т-64 на которых внедрили все усовершенствования получили обозначение Т-80. Специально для установки на танк был разработан комплекс ПТУР 9К112 «Кобра», ракеты 9М117 которого можно было запускать через ствол орудия. Машины оснащались усовершенствованными 125-мм гладкоствольными пушками Д-81ТМ (2А46), новыми оптическими прицелами. позволявшими командиру наводить ПТУР (оптическая головка прицела монтировалась в передней части командирской башенки). До 1982 г. было изготовлено примерно 1200 танков Т-64Б (модель 1976 г.).

Помимо комплекса «Кобра» были созданы комплексы ПТУР 9К116 «Бастион», сопряженные со 100-мм танковой пушкой, и 9К120 «Свирь», сопряженные со 125-мм гладкоствольной пушкой 2А26. не оборудованной специальным прицелом. Ракета 9MI19 комплекса «Свирь» наводилась по лазерному лучу. Прицел системы наведения 1K13 ПТУР «Свирь» монтировался у наводчика вместо прибора ночного видения.В 1983 г. на танки Т-64 стали ставить газотурбинные двигатели мощностью 1000 л.с, эти машины получили обозначение Т-64БМ.

В 1982-84 г.г. эксперименты по созданию новых средств зашиты привели к появлению динамической брони. Работами по созданию реактивной зашиты руководил начальник 2-го отделения расположенного в Кубинке НИИ БТ В.Н. Бришков. С 1985 г. все вновь построенные машины стали получать динамическую зашиты непосредственно на заводе, в обозначении таких танков появилась литера «Б».

Примерно в это же время было усилено бронирование крыши башни для увеличения защиты от атак с воздуха.

Выпускались командирские модификации всех вариантов танка Т-64. На машинах командиров батальонов ставились вторые радиостанции с полутелескопическими мачтами. навигационные системы, устройства предупреждения о радиационном заражении местности. Танки командиров рот комплектовались только вторыми радиостанциями. В обоих случаях установка дополнительного радиооборудования приводила к уменьшению боекомплекта для пушки. На машинах командиров батальонов. кроме того, отсутствовал зенитный пулемет НСВТ калибра 12,7 мм.

Средний танк Т-64А, Т-64Б (тактико-технические характеристики)
Производство:СССР (Харьков), Нижний Тагил( Омск)
Использовался:СССР, Россия, Украина
Выпускался:1967-1982 г.г.
Экипаж:3 человека
Боевая масса:38.0 т
Длина с пушкой: 9225 мм
Длина корпуса:6400 мм
Ширина:3380 мм
Высота:2170 мм
Вооружение:

1 125-мм гладкоствольная пушка 2А46 или 2 А26 (боекомплект 40 снарядов)
1 пулемет ПКТ калибра 7.62 мм (боекомплект 3000 патронов)

1 зенитный пулемет НСВТ калибра 12.7 мм (боекомплект 500 патронов)

Двигатель: 10-цилиндровый двигатель 5ТДФ мощностью 760 л.с.
Скорость по шоссе:70 км/ч
Запас хода:450 км

ЕЩЕ СТАТЬИ

Категория: Танки | Добавил: garanchuk (27.02.2010) Просмотров: 12865 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оружие россии | Бронетехника | ПВО | артиллерия | Танки
Хостинг от uCoz Copyright Vooruzenie © 2016
При использовании материалов обязательно наличие активной ссылки Оружие