Танк Т - 26 и его модификации - Танки - Бронетехника - Современное оружие россии и мира
Оружие Бронетехника ПВО Артиллерия Каталог
Бронетехника
Танки
БМП
БТР
БРМ
ПВО
ЗРК
ПЗРК
Радиолокационные станции
Артиллерия
Самоходная артиллерия
Реактивная артиллерия
Самолеты

Главная » Бронетехника » Танки » Танк Т - 26 и его модификации

Танк Т - 26 и его модификации

В 30-е годы на вооружение Красной Армии начал поступать легкий танк непосредственной поддержки пехоты, обозначенный как Т-26. Силуэт танка всем известен, частично из-за того, что танк внешне выглядел довольно необычно, частично из-за того, что танк был выпущен огромной серией - порядка 12000 машин.

Танк Т-26 был разработан в ответ на требования советских военных теоретиков обеспечить пехоту средством, способным подавлять пулеметные гнезда противника на поле боя.

В начале 30-х годов с этой же целью был создан шеститонный танк Vickers-Armstrong. Англичане не приняли его на вооружение и разрешили к экспорту. Танк вооружался двумя пулеметами, смонтированными в двух независимых башнях с ограниченным сектором поворота. В качестве варианта танк мог быть вооружен короткоствольной 47-мм пушкой QFSA и 7.71-мм пулеметом, при этом пушка и пулемет размешались в одной большой башне. Как уже говорилось выше, весной 1930 года Советский Союз купил несколько шеститонных танков Vickers-Armstrong. Первые танки, прибывшие в Ленинград, прошли всестороннее испытание на факультете механизации и моторизации Академии артиллерийских войск им. Ф.Э. Дзержинского. Одновременно, на ленинградском заводе «Большевик» по лицензии выпустили два прототипа. Прототипы получили обозначение ТММ-1 и ТММ-2. Внешне они слегка отличались от английских образцов. Дальнейшие события развивались довольно быстро. 13 февраля 1931 года Реввоенсовет принял танк Т-26 на вооружение, не дожидаясь окончательных результатов испытаний.

Однако военные потребовали улучшить боевые характеристики танка, увеличив сектор вращения башен в сторону бортов. Очень быстро для танка разработали новые башни с характерным выступом в задней части. Спереди были проделаны большие смотровые щели. Сектор вращения башен достиг 265 градусов. Чтобы поднять скорострельность и кучность, пулеметы разместили в шаровых установках. Вместо пулеметов с водяным охлаждением ствола, использовавшихся на прототипах, серийные машины получили 7,62-мм пулеметы ДТ. Танк имел одно значительное неудобство. Сиденья башенных стрелков (командир танка занимал левую башню) неподвижно крепились к корпусу танка и не вращались вместе с башней.

Механик-водитель располагался в правой стороне корпуса, рядом с коробкой передач. КПП механическая, пять передач вперед и задний ход. Двигатель, созданный по образцу английского Armstrong-Siddeley, монтировался на корме танка и развивал мощность 91 л.с. Двигательное и боевое отделения разделяла противопожарная переборка. У машин первых производственных серий (1931 -1933) бронеплиты соединялись заклепками. Броня обеспечивала защиту от пуль и осколков. Ходовая часть каждого борта состояла из двух тележек с четырьмя опорными катками на каждой и полуэллиптическими рессорами. Нерабочую часть гусеницы поддерживали четыре поддерживающих катка. Ведущее колесо находилось спереди.
Осенью 1931 года начался серийный выпуск танков Т-26. К концу года было выпущено 120 двухба-шенных машин этого типа.

Всем было ясно, что два пулемета слишком слабое вооружение для восьмитонного танка. Было решено увеличить огневую мощь. С этой целью в левой, командирской башенке попытались разместить крупнокалиберный 12,7-мм пулемет. Существовал вариант командирского танка Т-26ТУ, у которого в правой башне монтировали короткоствольную 37-мм пушку, а в левой башне оставался стандартный ДТ.

С 1933 года танки Т-26ТУ стали оснащать радиостанцией, которую монтировали в правой башне. Командирские танки было легко узнать по поручневой антенне, шедшей вдоль всего корпуса. Эти машины предназначались для командиров взводов и рот. Командиры роты были особенно сильно перегружены работой, так как кроме обычного поиска и поражения целей им приходилось управлять своей ротой и поддерживать связь с командиром батальона. И все это приходилось делать, находясь в тесной башне.

Эффективность 37-мм пушки была признана недостаточной. Тем временем, во многих странах на вооружение были приняты 20 и 37-мм противотанковые пушки. Эти пушки оказались грозными противниками для машин, оснащенных противо-пульной броней. Теперь танкам приходилось бороться не только с пулеметами, но и с противотанковыми пушками. Для этого требовалось более мощное вооружение. Такое вооружение уже имелось в виде 37-мм танковой пушки ПС-2 образца 1930 года. Эта пушка представляла собой дальнейшее развитие немецкой пушки Rheinmetall, выпускавшейся в СССР по лицензии. Пушка имела ствол длиной 1665 мм и посылала снаряды массой 0,665 кг с начальной скоростью 800 м/с. Однако, отдача пушки поворачивала правую башню до упора, кроме того, внутри башни было слишком тесно.

Становилось ясно, что для танка нужна совершенно новая башня. В 1933 году на Т-26 установили новую большую башню, оснащенную 37-мм пушкой БС-3 (образца 1930 года). Эта башня была разработана для колсено-гусеничного танка БТ. Пушка и башня не были достаточно сбалансированы, что затрудняло огонь при езде по пересеченной местности. Кроме того, здесь повторилась прежняя ошибка, когда сиденья заряжающего и командира танка оказались прикреплены к корпусу танка и не вращались вместе с башней. Тем временем в распоряжении конструкторов появилась новая 45-мм пушка образца 1932 года. Конструкцию башни снова переработали и серийный выпуск новых Т-26 начался в августе 1933 года. Болыная циллиндрическая башня с нишей в верхней части вмещала 45-мм пушку образца 1932 года и 7,62-мм пулемет ДТ. Некоторые танки получали дополнительный пулемет, смонтированный в нише в шаровой установке. Отдельные Т-26 получили зенитный пулемет.


Командирские танки Т-26ТУ оснащались радиостанциями и внешне отличались по поручневой антенне вокруг башни. Радиостанция при мощности 15-20 Вт обеспечивала связь на расстоянии 2 км. Масса однобашенного танка увеличилась до 9,4 тонн, а удельное давление на грунт возросло с 0,55 до 0,64 кг/см2. В ходе серийного выпуска в конструкцию танка внесли множество усовершенствований. В числе прочего были доработаны заглушки смотровых щелей и бойниц, а на крылья над гусеницами поместили контейнеры с запчастями. Ближе к концу серийного производства на танки установили алюминиевые опорные катки.

Выпуск танков Т-26 быстро нарастал, и к 1936 году было выпущено 5500 машин этого типа. В это время планировалось перейти к выпуску колесно-гусеничного танка Т-46, который напоминал Т-26, но имел колесно-гусеничное шасси с четырьмя опорными катками. Небольшая серия танков Т-46 была выпущена, но ходовая часть оказалась слишком сложной и ненадежной, поэтому от дальнейшего производства этих машин отказались. Не было никакого смысла выпускать танк, мало чем отличающийся от танка БТ. Поэтому в 1936 году выпуск улучшенной модификации танка Т-26 продолжился. Выпуск шел до 1940 года, всего было построено порядка 12000 танков этого типа. Эти машины поступали в танковые батальоны пехотных дивизий (38 машин в батальоне). Танковые и механизированные бригады имели по 201 или 267 танков Т-26, соответственно.

Танки Т-26 впервые участвовали в боевых действиях в 1934-1935 г.г. на границе с Манчжурией. В феврале 1938 года 82 танка Т-26 были переданы китайскому правительству. Все машины имели дополнительный пулемет в кормовой нише башни и зенитный пулемет. Множество танков Т-26 было направлено в Испанию, куда Советский Союз доставил 362 танка, подавляющее большинство которых составляли Т-26.

В Испании танк Т-26 отлично показал себя благодаря своей 45-мм пушке, в то время как немецкие и итальянские танки вто время по-прежнему были вооружены одними пулеметами. Летом 1937 года два трофейных Т-26 франкисты передали Германии. где машины прошли всесторонние испытания. Вот несколько выдержек из итогового донесения. Танк, называемый в рапорте "русским танком типа Vickers-Armstrong", испытывался на устойчивость к пулеметным пулям с бронебойным сердечником (SmK).
«Качество бронеплит хорошее... сборка танков проведена хорошо». Качество гусениц критиковалось, так как гусеницы часто соскальзывали. О ходовой части был дан такой отзыв: «танк очень хорошо держится даже на неровной почве и представляет собой надежную огневую платформу». Снаряд 45-мм пушки образца 1932 года, которая была выше всяких похвал, пробивал на дистанции 500 метров броню тол-шиной 35 мм. Спустя год, в июле 1939 года было отмечено, что «превосходное вооружение советского танка Т-26 компенсирует недостатки его конструкции».

Немцы учли опыт войны в Испании и немедленно приступили к выпуску танков, вооруженных пушкой. Опыт войны также повлиял на организацию, структуру, тактику и оперативные принципы танковых частей. Опыт был сформулирован так: «при правильно организованной противотанковой обороне и достаточной решительности личного состава... танки, вооруженные мелкокалиберными пушками (20 и 37 мм) становятся бесполезными на поле боя». Этот вывод был сделан на основе опыта применения в Испании немецкой противотанковой пушки 3,7 cm Рак L/45.

Опыт боев в Испании также учли в конструкции танка Т-26. В 1937 году начался выпуск машин, оснащенных коническими башнями, угол наклона брони которых способствовал рикошету снарядов. Заклепки уступили место электросварке. Коническая башня могла оснащаться маской пушки одного из двух типов: углового и скругленного. Вскоре бронеплитам корпуса также придали наклон и тоже применили электросварку.

Как и прежде, некоторые танки оснащались дополнительным пулеметом в нише башни, а некоторые машины получали станок для зенитного пулемета. Как на танках БТ-7, танки Т-26, выпускавшиеся с 1937 года, оснащались стабилизатором пушечного ствола в вертикальной плоскости. Командные танки (Т-26ТУ) теперь вместо демаскирующих поручневых антенн стали оснащаться менее заметными штыревыми антеннами. Установка радиостанции требовала сокращения боекомплекта. Емкость топливных баков увеличили, что позволило поднять запас хода с 160 до 225 км. Хотя толщина брони осталась прежней, масса танка возросла до 10,3 тонн.

Опыт финской кампании снова показал, что противопульная броня уже не спасает танк на поле боя. Состоявшие на вооружении финской армии противотанковые пушки шведского производства легко пробивали броню Т-26.

После декабря 1939 года многие легкие Т-26, также как и средние Т-28, получили накладную броню. Модернизации подвергались машины, выпущенные после 1937 года, а также огнеметные танки ОТ-130. В результате масса танка заметно возросла, а ходовые качества ухудшились. В 1940 году выпуск танков Т-26 свернули, изготовив в тот год 1549 машин. Совместно с танком БТ, танк Т-26 был основным советским танком 30-х годов. Конструкция танка была очень проста. Он не отличался сложностью в управлении, был легок в обслуживании и не требовал больших усилий в эксплуатации. Хотя на танке стоял двигатель с горизонтально расположенными цилиндрами. силуэт танка оставался низким. Многие технические решения, примененные на Т-26, позднее использовались и на других танках. Недостатками танка была низкая скорость (30 км/ ч), плохое распределение массы и недостаточная надежность. В начале войны с Германией танки Т-26 применялись в массовых количествах. Несмотря на все попытки поднять их боевые качества, Т-26 не могли на равных противостоять немецким танкам и противотанковой обороне. Большинство машин Т-26 было потеряно к осени 1941 года.

Тактико-технические характеристики (Т-26 образца 1931 года)



Экипаж:3 человека
Масса:8,6 тонн
Вооружение: 2 7,62-мм пулемета ДТ, 6000 патронов
Броня (корпус):
Лоб, борта, корма: 15 мм
Крыша: 10 мм
Днище: 6 мм
Броня (башня):
Лоб, борта, корма: 15 мм
Крыша: 10 мм
Двигатель:4-цилиндровый, 4-тактный, горизонтальный, карбюраторный
Мощность: 91 л.с. при 2200 об./мин
Емкость бензобаков:182 л
Удельная мощность: 10,4 л.с/т
Длина: 4880 мм
Ширина:2410 мм
Высота: 2080 мм
Дорожный просвет: 380 мм
Максимальная скорость:30-32 км/ч
Запас хода:160 км
Склон: 32 град
Ров: 1800-2000 мм
Стена:750 мм
Брод: 900 мм
Удельное давление на грунт: 0,55 кг/ см2

Танки Т-26ТУ несли в правой башне 37-мм пушку образца 1928 года с боекомплектом 180 выстрелов. В левой башне оставался пулемет ДТ, боекомплект для которого сокращался вдвое (3000 патронов).

Тактико-технические характеристики (Т-26 образца 1933 года)


Экипаж:3 человека
Масса:9,4 тонн
Вооружение: 1 или 2 7,62-мм пулемета ДТ, 4000 патронов
Броня (корпус):
Лоб, борта, корма: 15 мм
Крыша: 10 мм
Днище: 6 мм
Броня (башня):
Лоб, борта, корма: 15 мм
Крыша: 10 мм
Двигатель:4-цилиндровый, 4-тактный, горизонтальный, карбюраторный
Мощность: 91 л.с. при 2200 об./мин
Емкость бензобаков:285 л
Удельная мощность: 9,2 л.с/т
Длина: 4880 мм
Ширина:2410 мм
Высота: 2410 мм
Дорожный просвет: 380 мм
Максимальная скорость:28 км/ч
Запас хода:375 км
Склон: 32 град
Ров: 1800-2000 мм
Стена:750 мм
Брод: 900 мм
Удельное давление на грунт: 0,65 кг/ см2

Командирский танк Т-26ТУ оснащался радиостанцией с поручневой антенной. Радио размещали в нише башни, что сокращало боекомплект к пушке.

Тактико-технические характеристики (Т-26 образца 1937 года)


Экипаж:3 человека
Масса:10,3 тонны
Вооружение: 45-мм пушка образца 1934 года, 165 выстрелов, 1-3 7,62-мм пулемета ДТ, 3654 патрона
Броня (корпус):
Лоб, борта, корма: 15 мм
Крыша: 10 мм
Днище: 6 мм
Броня (башня):
Лоб, борта, корма: 15 мм
Крыша: 10 мм
Двигатель:4-цилиндровый, 4-тактный, горизонтальный, карбюраторный
Мощность: 91 л.с. при 2200 об./мин
Емкость бензобаков:292 л
Удельная мощность: 8,7 л.с/т
Длина: 4620 мм
Ширина:2410 мм
Высота: 2330 мм
Дорожный просвет: 380 мм
Максимальная скорость:30 км/ч
Запас хода:150-225 км
Склон: 32 град
Ров: 1800 мм
Стена:750 мм
Брод: 900 мм
Удельное давление на грунт: 0,65 кг/ см2


Командирские танки Т-26ТУ оснащались штыревой антенной. Радиостанция размещалась в нише башни, что вело к сокращению боекомплекта для пушки.
С 1932 года на базе танка Т-26 было создано несколько образцов специализированных танков, самоходных установок и других гусеничных машин. Чтобы превратить Т-26 в танк артиллерийской поддержки, его оснастили башней с 76,2-мм гаубицей образца 1927/32 года и 7,62-мм пулеметом ДТ. Однако трехдюймовое орудие оказалось слишком тяжелым для легкого танка. В 1934 году выпустили лишь небольшую серию таких машин.

Еще две модификации танка предназначались для решения задач, возникающих перед саперами. Первой модификацией был СТ-26 («саперный танк»), представлявший собой гусеничный мостоукладчик. Машина базировалась на шасси танка Т-26 образца 1931 года и несла семиметровый мостовой пролет, грузоподъемностью 14 тонн. Мостоукладчик был испытан в 1934 году. Отчет немецкой разведки от 9 ноября 1935 года упоминает о другом танке-мос-тоукладчике на базе Т-26. Этот танк въезжал в ров и раздвигал мостовой пролет длиной 3,5 м на 1,5 метра вперед и назад. Раздвижение пролета имело электропривод. Каждый мостоукладчик действовал в паре с гусеничным тягачом, который извлекал танк из рва после того, как необходимость в мосте отпадала. Этот мостоукладчик испытывался в Ленинграде в 1934 году.

Кроме того, старые танки Т-26 использовались в качестве минных тральщиков. Танки оснащали минным тралом, скорость движения с тралом составляла 5-6 км.


ЕЩЕ СТАТЬИ

Категория: Танки | Добавил: garanchuk (31.01.2010) Просмотров: 17019 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.2/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оружие россии | Бронетехника | ПВО | артиллерия | Танки
Хостинг от uCoz Copyright Vooruzenie © 2016
При использовании материалов обязательно наличие активной ссылки Оружие