Танк Т-72 (Объект 172): история создания - Танки - Бронетехника - Современное оружие россии и мира
Оружие Бронетехника ПВО Артиллерия Каталог
Бронетехника
Танки
БМП
БТР
БРМ
ПВО
ЗРК
ПЗРК
Радиолокационные станции
Артиллерия
Самоходная артиллерия
Реактивная артиллерия
Самолеты

Главная » Бронетехника » Танки » Танк Т-72 (Объект 172): история создания

Танк Т-72 (Объект 172): история создания


До конца 50-х годов работу над советскими основными (средними) танками вело КБ Морозова. В 1941 году это КБ, возглавляемое Александром Морозовым с 1940 года, было эвакуировано из Харькова в Нижний Тагил. Именно КБ Морозова создало легендарный танк Т-34, а также несколько последующих танков: Т-44, Т-54 и Т-55. В 1958 году Никита Хрущев разрешил Морозову переместить КБ из отрезанного от внешнего мира Нижнего Тагила обратно в Харьков. После переезда в Нижнем Тагиле сформировали новое КБ, что позволило организовать конкурс между конструкторскими бюро на создание нового основного танка.

Это КБ. сформированное на предприятии «Уралвагонзавод», возглавил молодой инженер Леонид Карцев. Первым заданием нижнетагильского КБ было создание нового основного танка в рамках программы «Юбилейные». С 1953 года шли работы над экспериментальной гладкоствольной пушкой. Для пушки были разработаны новые подкалиберные снаряды с хвостовой стабилизацией (на Западе такие боеприпасы принято называть armour-piercing, fin-stabilized, discarding-sabol (APFSDS) - бронебойные с хвостовой стабилизацией и отделяющимся поддоном подкалиберные снаряды) которые ПО своим характеристикам превосходили аналогичные боеприпасы для нарезных орудий. На экспериментальный танк Т-54 Объект 140 установили 100-мм гладкоствольную пушку, но в серийное производство этот танк не пустили. В 1959 году появились два очередных прототипа - Объект 165 и Объект 166 - вооруженные 115-мм гладкоствольной пушкой. После испытаний к серийному производству рекомендовали Объект 166. В конце 1961 года было выпущено 25 предсерийных машин, а с июля 1962 года начался серийный выпуск нового танка, подучившего обозначение Т-62.

Перебравшись обратно в Харьков, Морозовское КБ занялось работой над совершенно новым танком - Объект 430. Танк получил слоеную сталькерамическую броню, систему автоматического заряжания пушки, оппозитный поршневой двигатель и облегченную ходовую часть. Хотя Объект 430 весил немногим больше Т-62, танк отличался усиленным бронированием, увеличенной скорострельностью и лучшими ходовыми качествами. Однако работы над Объектом 430 затянулись по техническим и политическим причинам. Хрущев был большим поклонником ракетного оружия и отдавал ему предпочтение по сравнению с традиционными видами вооружений. Поэтому в 1960 году был прекращен выпуск тяжелых танков, а вместо них началось производство истребителей танков, вооруженных ракетами. В ЭТИХ условиях КБ Морозова получило приказ заняться разработкой ракетного тапка параллельно с Объектом 430. Челябинское КБ Исакова разработало совершенно оригинальный двухместный танк Объект 775, который мог стрелять или управляемыми противотанковыми ракетами или обычными фугасными снарядами. Однако вскоре стало ясно, что современная технология не позволит воплотить Объект 775, а тем более наладить его серийный выпуск. Пока КБ Исакова и Морозова ломали мозги, пытаясь создать сверхсовременное оружие.

КБ «Уралвагонзавод» продолжало работать над Т-62. В 1960 году в Нижнем Тагиле на базе Т-62 создали Объект 150, отличавшийся измененной конструкцией башни и вооруженный противотанковыми ракетами «Тайфун». В 1965 году Объект 150 был принят на вооружение и выпускался ограниченной серией под обозначением ИГ-1. Работа над Объектом 150 убедила инженеров КБ в том, что существующие противотанковые ракеты, выпускаемые через пушечный ствол, недостаточно соответствуют предъявляемым к ним требованиям.

Поэтому вместо сложных и дорогих артиллерийско-ракетных комплексов было решено просто установить на крыше башни Т-62 направляющие для пуска обычных ПТУРСов 9М14 «Малютка» (ЛТ-3 Sagger по классификации НАТО). Одним из главных недостатков Т-62 было то, что он уступал по ходовым качествам боевой машине пехоты БМП-1. Поэтому в 1960 году начались работы над Объектом 167. - Т-62. оснащенного 700-сильным дизелем (конструкция Л.Л. Вайсбурда) и улучшенной ходовой частью. Была также предпринята попытка установить на Объект 167 новый газотурбинный двигатель.

В 1964 голу Объект 167 прошел испытания на полигоне в Кубинке. Конкурирующей моделью был Объект 434, разработанный в Харькове. Благодаря более простой конструкции Объект 167 понравился начальнику военно-промышленной комиссии Н.В. Окуневу. В то же время Объект 434 поддержало начальство НИИБТ. поскольку харьковская конструкция отличалась технической продвинутостью. Хрущев отдал предпочтение Объекту 167, но пришедший к власти Брежнев был противоположного мнения. В результате Объект 434 был принят на вооружение как основной танк Т-64.

Тем временем КБ «Уралвагонзавод» продолжало работу. В начале 60-х годов офицер иранской армии сумел перегнать через границу на территорию СССР новенький американский М60А1, только что доставленный ИЗ США. Броня иностранного танка, а также его 105-мм пушка показали, что использование на танке Т-64 115-мм гладкоствольной пушки Д-68 было ошибкой. В результате танки Т-64 пришлось перевооружать новой 125-мм пушкой Д-81Т. Модернизированный таким образом танк получил обозначение Т-64А. Нижнетагильские конструкторы сумели также втиснуть 125-мм пушку в башню танка Т-62. Поскольку казенник новой пушки был очень большим, заряжающего пришлось заменить автоматом заряжания.

К концу 60-х годов военно-промышленная комиссия решила сделать Т-64 основным танком Советской Армии. Однако трансмиссия, двигательная установка и автомат заряжания были очень сложны в производстве. Но главным недостатком танка было то, что он стоил в несколько раз дороже чем Т-62. Поэтому в 1967 году ВПК поручила нижнетагильскому КБ упростить конструкцию танка и снизить ею себестоимость в два раза. Танк получил обозначение Объект 172 Т-72 «Урал». Слово «Урал» в названии танка должно было подчеркнуть гот факт, что танк разработали в Нижнем Тагиле, а не в Харькове.
«Уралвагонзавод» выпускал танки Т-64 с 1965 года, поэтому все недостатки танка были известны. Главной задачей конструкторов было заменить дорогие и ненадежные мотор и трансмиссию на более дешевые и отказоустойчивые. Двигательное КБ в Челябинске предложило дизель В-46, который был потомком знаменитого дизеля В-2, устанавливавшегося еще на танки БТ-7М и Т-34. Этот двигатель и установили на Объект 172. Кроме того, старый автомат заряжания «корзинного» типа заменили на новый кассетный автомат. В кассетном автомате выстрелы раздельного заряжания укладывались в два ряда на полу башни, в то время как в корзинном автомате снаряды укладывались горизонтально, а гильзы - вертикально. Первый прототип танка Т-72 был готов летом 1968 года. В конструкции прототипа широко использовались детали и узлы серийного танка Т-64, в том числе и подвеска, так что танк внешне напоминал Т-64Л.

После заводских испытаний В.Н. Венедиктов, возглавлявший работу над Объектом 172, предложил еще больше упростить конструкцию танка, применив на нем упрошенную ходовую часть, разработанную еще для Объекта 167. В конце 1968 года переделанный Т-72 прошел испытания в Кубинке. По результатам испытаний в конструкцию танка внесли еще ряд изменений, после чего прототип прошел испытания в Средней Азии летом 1969 года. Затем в 1971 году последовали испытания в Забайкалье у советско-китайской границы, а вскоре было получено разрешение па серийное производство. В 1974 коллектив конструкторов, создавших танк Т-72, получил Государственную премию.

ЕЩЕ СТАТЬИ

Категория: Танки | Добавил: garanchuk (21.02.2010) Просмотров: 7749 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оружие россии | Бронетехника | ПВО | артиллерия | Танки
Хостинг от uCoz Copyright Vooruzenie © 2016
При использовании материалов обязательно наличие активной ссылки Оружие