Легендарный танк Т-34 - Танки - Бронетехника - Современное оружие россии и мира
Оружие Бронетехника ПВО Артиллерия Каталог
Бронетехника
Танки
БМП
БТР
БРМ
ПВО
ЗРК
ПЗРК
Радиолокационные станции
Артиллерия
Самоходная артиллерия
Реактивная артиллерия
Самолеты

Главная » Бронетехника » Танки » Легендарный танк Т-34

Легендарный танк Т-34

Одним из важнейших выводов из опыта гражданской войны в Испании стало утверждение, что «танки всегда уступают организованной противотанковой обороне». Чтобы по-прежнему использовать танки в качестве эффективного и высокоманевренного оружия, следовало радикально усилить их бронирование. При этом нужно было сохранить огневую мощь и мобильность.

Опыт был учтен советскими танкостроителями. В результате появились такие машины, как БТ-ИС и Т-46-5 (Т-11). На этих машинах отрабатывались приемы усиления бронирования танка. Что предпочесть: расположить бронеплиту под углом или сделать ее более толстой? С одной стороны, расположенная под углом броня провоцирует рикошет и позволяет не увеличивать толщину бронеп-литы. В результате масса машины не увеличивается, это благоприятно сказывается на ее ходовых качествах. С другой стороны, какая конфигурация брони серьезно сокращает внутренний объем танка.

На танке Т-46-5 (Т-11) конструкторы добились устойчивости к снарядам за счет толщины брони. Танк получил броню, выдерживающую попадание 37-мм бронебойных снарядов. В результате масса танка возросла до 28 тонн, а скорость упала до 30 км/ч. Внешне танк Т-46-5 напоминал многие другие пехотные танки того времени.

Советские танкостроители пошли по среднему пути, создав средний танк с противоснарядной броней. Броня достаточной толщины располагалась под благоприятными углами. Таким образом, массу танка удалось удержать на приемлемом уровне. Оснастив танк дизелем, удалось еще больше поднять мобильность танка. Именно такова была концепция танка Т-34.

В ноябре 1937 года инженер М. Кошкин получил должность главного конструктора КБ ХПЗ. Почти олновременно КБ получило задание рл (работать современный колесно-гусеничный танк с противоснарядной броней и 45-мм пушкой. Верхний пре-дел массы определялся в 15 тонн.

Н.А. Кучеренко, сотрудник КБ Кошкина сообщал: «Наше конструкторское бюро получило задание создать средний танк с колесно-гусеничной ходовой частью. Танк получил обозначение А-20. После постройки прототипа выяснилось, что масса танка на три тонны больше определенной нормы, что сказалось на скорости и маневренности. Мы все были убеждены, что танк такой массы должен быть чисто гусеничным. Только так можно было поднять ходовые качества машины, не жертвуя скоростью. Исключив редуктор для ведущих колес удалось уменьшить массу машины и освободить внутренний объем для других узлов».

Работа над А-20 продолжалась в 1938 году. В то же время разрабатывался проект чисто гусеничного танка А-32 (Т-32). Танк предполагалось оснастить 76,2-мм пушкой. Толщину брони увеличили, все же следя за тем, чтобы масса танка не стала чрезмерной. В августе 1938 года состоялось совещание правительства, посвященное обеим машинам. Председательствовал нарком обороны Ворошилов, присутствовал Сталин. Вскоре обнаружилось, что шансы Т-32 близки к нулю.


Кошкин, как ответственный за проект, сказал следующее: «Мне бы хотелось еще раз повторить аргументы, но я непреклонно уверен в том, что колес-но-гусеничная схема если и имеет какое-то преимущество, то лишь для легких танков. Но для среднего танка сложная система передачи представляет собой лишь не нужный балласт. Устранив этот балласт мы получим возможность оснастить танк более толстой броней и мощным вооружением, а также обеспечим его маневренность на поле боя... Мы разрабатывали проект Т-32, преследуя такие цели. В отношении скорости танк не должен уступать в скорости легким танкам. По бронированию он должен относиться скорее к средним танкам. По вооружению он должен соответствовать средним или тяжелым танкам. В некотором смысле это должен быть универсальный танк. Он превосходит легкие танки броней и вооружением, средние танки вооружением, а тяжелые танки скоростью и маневренностью. Его можно будет использовать в качестве танка прорыва и танка поддержки пехоты, а также для самостоятельного решения задач». Правота Кошкина подтвердилась несколькими годами спустя. Дальнейшее обсуждение переросло в жесткую дискуссию, которую остановило лишь вмешательство Сталина.

Спустя несколько дней в августе 1938 года состоялось новое обсуждение данного вопроса. Для замены устаревших танков Т-28 и Т-35 было решено начать выпуск тяжелого танка прорыва. Кроме того, было решено начать выпуск среднего универсального танка, в задачу которого входила бы поддержка пехоты и решение других задач. Таким образом, мнение Кошкина было услышано. Самому Кошкину предложили продолжать работы как над А-20, так и над Т-32. В июле 1939 года на ХПЗ построили оба прототипа. А-20 имел ту же ходовую часть, что и БТ, но с гремя парами ведущих колес. Масса танка составляла 18 тонн, экипаж 4 человека. Броня корпуса достигала толщины 20 мм, бронеплиты располагались под большим углом. Конструкцию корпуса прорабатывал М.И. Таршинов. Вооружение танка А-20 состояло из 45-мм пушки и двух 7,62-мм пулеметов. Танк мог двигаться со скоростью до 65 км/ч как на гусеницах, так и на колесах.

Танк Т-32 вооружили 76,2-мм пушкой и двумя пулеметами. При массе 19 тонн танк нес 30-мм броню, расположенную по той же схеме, что и у А-20. Экипаж 4 человека, максимальная скорость 65 км/ч. Танк мог двигаться только на гусеницах. Ходовая часть каждого борта состояла из пяти опорных катков большого диаметра.

Испытательная комиссия командования танковых войск предложила внести в конструкцию обоих танков множество изменений, в том числе оснастить машины дизелем В-2. Дальнейшие испытания показали подавляющее превосходство танка Т-32. Опыт боев финской кампании также говорил в пользу Т-32. Мощный двигатель позволил увеличить толщину брони до 45 мм. 19 декабря 1939 года танк Т-32 был принят на вооружение Красной Армии. Вскоре обозначение ганка сменили на Т-34.

В феврале и марте 1940 года первые два танка Т-34 совершили марш из Харькова в Москву. Там танки показали высшим руководителям страны. После впечатляющих испытаний на проходимость танки рекомендовали к серийному производству. ХПЗ получил задание переключиться с производства танков БТ-7 на Т-34. Серийный выпуск начался в июле 1940 года. До конца 1940 года удалось выпустить 117 танков этого типа, хотя планы предусматривали выпуск сначала 220 машин, а затем заказ увеличили до 600. Из них 500 следовало построить в Харькове, а остальные 100 - в Сталинграде (на СТЗ).

Все описываемые события проводились в обстановке строжайшей секретности. Даже немецкая разведка, хорошо осведомленная о внутренних делах Советского Союза, так и не узнала о существовании танка до самого начала войны. Недавно выяснилось, что фотография танка Т-34 промелькнула в американской прессе в мае 1941 года, но осталась незамеченной.


В немецкой директиве давалась такая характеристика танку Т-34: «Из танков на Восточном фронте, 26-тонный Т-34 наиболее важный противник. Высокая скорость и мобильность сочетается с мощным вооружением. Благодаря расположенной нос) наклоном броне, танк очень трудно вывести из строя огнем противотанковой артиллерии».

Производство танка Т-34 сопрягалось со множеством трудностей. Технологически Т-34 был заметно сложнее прежних машин. В донесении в комитет обороны сообщалось, что переоснащение танковых частей новыми машинами идет «черепашьим шагом». Первые Т-34 были не лишены многих технических недостатков. Тем временем на вооружение приняли уже упоминавшийся легкий танк Т-50.

Неудачи послужили причиной того, что вопрос о танке Т-34 опять подняли в комитете обороны. В результате было предложено радикально переработать конструкцию танка. В новом виде машина получила обозначение Т-34М. Доводочные работы планировалось закончить в течение полутора лет, а тем временем ХПЗ снова приступил бы к выпуску БТ-7. Однако последний пункт одобрения не получил. 5 мая 1945 года решением СНК было выпустить на протяжении 1941 года 2800 танков Т-34, а работы по созданию Т-34М следовало вести параллельно.

Первым изменением, которое следовало внести в конструкцию танка, было оснастить машину 76,2-мм пушкой Ф-34, разработанной в КБ завода № 92 в Горьком в июле 1940 года. С начала 1941 года новая пушка пошла в серию. Поскольку танк Т-34М еще не был готов, в феврале 1941 года Ф-34 появилась на серийных Т-34. Кроме того, нарекания вызывала башня, которая была слишком дорога в производстве. Выпуск литой башни удалось наладить лишь в июне 1941 года. Новая башня состояла из двух половинок, которые отливались по отдельности, а затем сваривались вместе. Литая башня заменила башню прежнего образца, сваренную из прокатанных и прессованных плит. Литая башня отличалась большей толщиной брони, возросшей с 52 до 60 мм.


Таким образом, все новинки, разрабатывавшиеся для Т-34М, внедрялись на Т-34. После нападения Германии на Советский Союз положение резко изменилось. Работы над Т-34М свернули. Теперь задачей КБ стало обеспечить максимальный выпуск Т-34.

Боевой вес танка Т-34 образца 1941 года возрос на 1,7 тонн и составил 28 тонн. Это привело к увеличению удельного давления на грунт до 0,66 кг/см2. Тем не менее, по этому показателю, характеризующему способность танка бороться с бездорожьем, Т-34 превосходил любой зарубежный танк. Проходимость Т-34 заставила немцев пересмотреть принципы своей противотанковой обороны. В одном из рапортов сообщалось: «Превосходная проходимость танка Т-34 требует от нас специальных тактических мер...».


В октябре 1942 года командир пехотного полка моторизованной дивизии докладывал: «Хорошо известная проходимость танка Т-34 в действительности ошеломляющая. Танк проходит через топи и болота, непроходимые для людей, врывается на наши позиции...». В 1941 году толщину лобовой брони увеличили до 60 мм. Немецкая сторона так прокомментировала это нововведение: «Главное достоинство брони русских танков не в ее толщине, а в угле наклона». Так как лобовая бронеплита располагалась под углом 30 градусов, то эффективная толщина брони удваивалась. Вместо 60 мм снаряд должен был пробить 120 мм. 37-мм бронебойный снаряд немецкой противотанковой пушки на дистанции до 100 метров пробивал броню толщиной до 64 мм, т.е. лобовая броня Т-34 держала попадание 37-мм снаряда при любых условиях. Более мощная 50-мм противотанковая пушка 5 cm Рак 38 пробивала лобовую броню Т-34 лишь на дистанции менее 100 метров. Однако высокая скорость танка (до 53 км/ч) не оставляла немецким артиллеристам никаких шансов на прицельный выстрел.

Танк Т-34 образца 1941 года был вооружен 76,2-мм пушкой Ф-34. которая по своим баллистическим характеристикам превосходила короткоствольную Л-11. На дистанции 500 метров снаряд Ф-34 пробивал броню толщиной до 75 мм, в то время как снаряд Л-11 пробивал лишь 66 мм. Обе пушки могли эффективно поражать любые немецкие танки на достаточно больших дистанциях.

Дополнительное вооружение танка состояло из двух 7,62-мм пулеметов ДТ. Немецкая противотанковая оборона не была готова к встрече с Т-34. Это заставило немцев оценить Т-34 как «Лучший и наиболее ценный советский танк. Быстрый, мобильный, хорошо вооруженный и бронированный. Благодаря своему удачному силуэту... необычайно трудный для поражения». С советской точки зрения танк Т-34 полностью оправдал возлагаемые на него надежды, несмотря на присущие ему недостатки. Танкисты возлагали на танк большие надежды. Главным недостатком машины была плохая видимость, на которой заметно сказывалось отсутствие командирской башенки. Другой недостаток заключался в том, что лишь незначительное число танков Т-34 было оснащено радиостанциями. Советские танковые подразделения в бою действовали по принципу «делай как я», то есть все машины повторяли действия командирского танка. В результате гитлеровцам было достаточно сжечь командирскую машину, чтобы все подразделение потеряло боеспособность.

В 1941 году Красная Армия получила 3014 танков Т-34, причем большинство из них было собрано во второй половине года. К 22 июня 1941 года большинство из них находилось в составе механизированных корпусов. Каждый корпус состоял из двух танковых и одной механизированной дивизии. По штатам в корпусе должно было быть порядка 1000 танков. Большинство танков было потеряно в первые недели боев, а механизированные корпуса постепенно расформировывались. Вместо них шло формирование отдельных танковых батальонов, полков и бригад. Например, отдельный танковый полк состоял из трех рот, одна из которых оснащалась танками Т-34. Танковая бригада, формировавшаяся в декабре 1941 года, также имела в составе одну роту танков Т-34. Кроме того, в составе танковых частей были роты тяжелых и легких танков. Роты тяжелых танков оснащались танками KB, в то время как роты легких танков получали безнадежно устаревшие Т-26.

25 июня 1941 года Политбюро ВКП(б) на совещании приняло две резолюции:

1. О выпуске бронированной стали и танков КВ-2.

2. О дальнейшем выпуске танков KB, Т-34 и Т-50, артиллерийских тягачей и танковых дизелей в третьем и четвертом квартале 1941 года.

В ходе осуществления этих решений были собраны большие людские и материальные резервы. Кроме того, за Урал перенесли значительные производственные мощности, сняв их с территорий, которым угрожала оккупация. Важную роль в этом деле сыграл нарком танковой промышленности В. Малышев. В рамках программы в октябре 1941 года выпуск танков Т-34 начался на заводе «Красное Сормово». Примерно в то же время Харьковский Паровозостроительный завод эвакуировали за Урал, объединив его с нижнетагильским автомобильным заводом. Зимой завод дал первые танки. 25 декабря 1941 года первые 25 машин покинули завод. С июня 1941 по сентябрь 1942 года главным производителем танков Т-34 оставался Сталинградский Тракторный Завод. Прежде чем фронт приблизился к Сталинграду, на СТЗ собрали 3600 танков. В 1942 году выпуск танков организовали на свердловском заводе им. Орджоникидзе. Еще один танковый завод был организован в Челябинске. Этот завод возник в результате слияния эвакуированных ленинградского Кировского завода и харьковского моторостроительного завода. Возникший промышленный комплекс получил название Танкоград.

Огромные усилия прилагались к тому, чтобы увеличить выпуск танков. Темпы выпуска танка Т-34, вооруженного 76,2-мм пушкой нарастали стремительно:

ГодКоличество
1940117
19413014
194212533
194315712
19443723
Итого:35099

Чтобы поддерживать такие темпы выпуска, было создано восемь больших танковых заводов, шесть заводов, собиравших башни и корпуса, а также три завода, выпускавшие дизели. Дальнейший рост обеспечивался за счет совершенствования технологии и упрощения конструкции танка. Широко внедрялась сварка, многие детали изготавливали методом штамповки.

Конструкция танка постоянно совершенствовалась с учетом отзывов, поступающих из танковых частей. Слабым местом танка было место соединения башни с корпусом. Немцы хорошо знали об этом и даже отмечали этот факт в официальных документах. Эту проблему удалось решить очень быстро, наварив вокруг основания башни стальную пластину. Специальные комплекты отправили на фронт для оснащения старых танков. В 1942 году появилась литая башня для Т-34, которую стали устанавливать на танки наряду со сварной. Вместо одного большого люка в крыше башни сделали два круглых меньшего размера. Зимой 1942/43 года начался выпуск упрощенной шестигранной башни. Летом 1943 года появилась башня с командирской башенкой. Командирская башенка обеспечила круговой обзор с места командира, что заметно улучшило боевую ценность танка. С другой стороны, вплоть до 1943 года не удалось все танки оснастить радиостанциями. В 1942 году на «тридцатьчетверки» начали ставить опорные катки без резинового бандажа. Позднее, когда поставки резины удалось наладить, резиновый бандаж появился сперва на первом и последнем опорном катках, а потом обрезини-вать начали все катки. Изменилась конструкция гусениц. Гусеничные траки начали изготавливать методом литья, рабочая поверхность траков получила больше выступов. Надежность трансмиссии возросла после того, как на Т-34 начали ставить пя-тискоростную коробку передач.

В 1943 году на базе Т-34 создали новый танк - Т-43. Вооружение, двигатель, коробка передач и ходовая часть остались прежними. Однако подвеску опорных катков сменили на торсионную, поскольку спиральные пружины подвески Т-34 занимали слишком много внутреннего пространства машины.

Броню Т-43 усилили по сравнению с Т-34 (75 мм лоб и борта корпуса, 90 мм башня). Боевая масса машины выросла до 34 тонн, что несколько ухудшило ходовые качества танка. Однако командование танковых войск не одобрило новой машины, поэтому дальнейшие работы над Т-43 прекратили. 76,2-мм пушка уже не отвечала предъявляемым требова-ниям, поэтому требовался танк, имевший, прежде всего, более мощное вооружение, а не бронирование.

Необходимость в новой пушке особенно остро стала ощущаться в 1943 году. Новые немецкие танки несли достаточно толстую броню. Возможностей пушки Ф-34 уже не хватало, а броня танков PzKpfw V (SdKfz 171) «Panther» и PzKpfw IV (SdKfz 181) «Tiger» выдерживала попадание трехдюймового снаряда с любой дистанции. Позднее маршал Советского Союза Катуков описал ожесточенные сражения на Курской Дуге в начале июля 1943 года в своей книге «На острие наступления». Рассказывая о контрнаступлении танков, Катуков пишет: «Какого успеха можно было ожидать от контратаки, когда противник обладал не только количественным, но и качественным превосходством. Нам следовало учесть это с самого начала. «Тигры» могли поражать наши танки из своих 88-мм пушек на расстоянии до 2 км, совершенно невероятном для 76,2-мм пушек наших Т-34. Поэтому противник выиграл огневую дуэль на дальней дистанции... Следовало ли проводить контратаку в таких условиях?.. Первое же донесение с поля боя показало, что мы совершили ошибку».

По данным советской стороны на Воронежском фронте с 5 по 13 июля 1943 года Красная Армия потеряла 1223 танка. 5-я гвардейская армия, находившаяся в резерве Верховного Главнокомандования, вступила в бой 12 июля, потеряв за первый день боев 377 танков и самоходных установок. Некоторые танковые корпуса потеряли до 60% парка бронетехники, в основном танки Т-34.

Боевые качества 76,2-мм пушки Ф-34 удалось немного подправить с помощью подкалиберных снарядов БР-350П. На дистанции 500 метров снаряд пробивал броню толщиной 92 мм, на дистанции 1000 метров - только 58 мм. Но принципиально проблема не решалась. Танку Т-34 требовалось новое оружие. В качестве замены Ф-34 выбрали длинноствольную пушку калибра 85 мм. Так появился танк Т-34/85.
Тактико-технические характеристики танка Т-34 образца 1940 года


Экипаж:4 человека
Масса: 26,3 тонны
Вооружение: 76,2-мм пушка Л-11 образца 1939 года, 76 выстрелов; 2 или 3 7,62-мм пулеметов ДТ, 2898-4725 патронов
Броня (корпус)
Лоб и борта, корма: 45 мм, 40 мм
Крыша:15-20 мм
Днище: 15-20 мм
Броня (башня)
Лоб, борта и корма: 45 мм,
Крыша: 16 мм
Двигатель: V-образный, 12-цилиндровый дизель В2/34
Мощность:500 л.с. при 1800 об./мин
Запас топлива: 540 л
Удельная мощность: 19 л.с/т
Длина: 5920 мм
Ширина:3000 мм
Высота: 2400 мм
Дорожный просвет:400 мм
Максимальная скорость:53 км/ч
Запас хода:400 км
Склон: 35 градусов
Ров: 2500 мм
Стена:900 мм
Брод: 1220
Удельное давление на грунт: 0.64 кг/см2


Тактико-технические характеристики танка Т-34 образца 1941 года


Экипаж:4 человека
Масса: 28 тонн
Вооружение:76,2-мм пушка Ф-34 образца-1940 года, 76 выстрелов; 2 7,62-мм пулеметов ДТ, 2898-4725 патронов
Броня (корпус)
Лоб, борта, корма: 60 мм, 40-45 мм, 45 мм
Крыша:15-20 мм
Днище: 15-20 мм
Броня (башня)
Лоб, борта и корма: 60 мм, 52 мм
Крыша: 16 мм
Двигатель: V-образный, 12-цилиндровый дизель В2/34 Мощность: 500 л.с. при 1800 об./мин
Мощность:500 л.с. при 1800 об./мин
Запас топлива: 540 л
Удельная мощность: 17,8 л.с/т
Длина: 5920/6100 мм
Ширина:3000 мм
Высота: 2450 мм
Дорожный просвет:400 мм
Максимальная скорость:53 км/ч
Запас хода:400 км
Склон: 35 градусов
Ров: 2500 мм
Стена:900 мм
Брод: 1220
Удельное давление на грунт: 0.66 кг/см2


Тактико-технические характеристики танка Т-34 образца 1942 года


Экипаж:4 человека
Масса: 28,5 тонны
Вооружение:76,2-мм пушка Ф-34 образца-1942 года, 100 выстрелов; 2 7,62-мм пулеметов ДТ, 3150-3600 патронов
Броня (корпус)
Лоб, борта, корма: 60 мм, 40-45 мм, 45 мм
Крыша:15-20 мм
Днище: 15-20 мм
Броня (башня)
Лоб, борта и корма: 60 мм, 52 мм
Крыша: 16 мм
Двигатель: V-образный, 12-цилиндровый дизель В2/34 Мощность: 500 л.с. при 1800 об./мин
Мощность:500 л.с. при 1800 об./мин
Запас топлива: 540 л
Удельная мощность: 17,5 л.с/т
Длина: 5920/6100 мм
Ширина:3000 мм
Высота: 2450 мм
Дорожный просвет:400 мм
Максимальная скорость:53 км/ч
Запас хода:400 км
Склон: 35 градусов
Ров: 2500 мм
Стена:900 мм
Брод: 1220
Удельное давление на грунт: 0.68 кг/см2


Тактико-технические характеристики танка Т-34 образца 1943 года


Экипаж:4 человека
Масса: 30-30,9 тонны
Вооружение:76,2-мм пушка Ф-34 образца-1942 года, 100 выстрелов; 2 7,62-мм пулеметов ДТ, 3150 патронов
Броня (корпус)
Лоб, борта, корма: 60 мм, 40-45 мм, 45 мм
Крыша:15-20 мм
Днище: 15-20 мм
Броня (башня)
Лоб, борта и корма: 75 мм, 52 мм
Крыша: 16 мм
Двигатель: V-образный, 12-цилиндровый дизель В2/34 Мощность: 500 л.с. при 1800 об./мин
Мощность:500 л.с. при 1800 об./мин
Запас топлива: 830-850 л
Удельная мощность: 16,7 л.с/т
Длина: 5920/6070 мм
Ширина:3000 мм
Высота: 2650 мм
Дорожный просвет:365-465 мм
Максимальная скорость:53 км/ч
Запас хода:400 км
Склон: 35 градусов
Ров: 2500 мм
Стена:900 мм
Брод: 1220
Удельное давление на грунт: 0.72 кг/см2

ЕЩЕ СТАТЬИ

Категория: Танки | Добавил: garanchuk (07.02.2010) Просмотров: 44047 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оружие россии | Бронетехника | ПВО | артиллерия | Танки
Хостинг от uCoz Copyright Vooruzenie © 2016
При использовании материалов обязательно наличие активной ссылки Оружие