Тяжелые танки Pz Kpfw VI «Tiger» Ausf HI (E) и Pz Kpfw VI «Tiqer» II Ausf В - Танки - Бронетехника - Современное оружие россии и мира
Оружие Бронетехника ПВО Артиллерия Каталог
Бронетехника
Танки
БМП
БТР
БРМ
ПВО
ЗРК
ПЗРК
Радиолокационные станции
Артиллерия
Самоходная артиллерия
Реактивная артиллерия
Самолеты

Главная » Бронетехника » Танки » Тяжелые танки Pz Kpfw VI «Tiger» Ausf HI (E) и Pz Kpfw VI «Tiqer» II Ausf В

Тяжелые танки Pz Kpfw VI «Tiger» Ausf HI (E) и Pz Kpfw VI «Tiqer» II Ausf В

После начала боевых действий на Восточном фронте Командование вооруженных сил Германии со всей остротой осознало необходимость в создании действительно тяжелой, хорошо вооруженной и бронированной машины, предназначенной для прорыва укрепленных позиций противника. Но с разработкой новой машины не торопились, хотя уже в 1940 году стало ясно, что орудия Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV не в состоянии справиться с толстой броней некоторых типов французских и английских танков. Положение еще более усугубилось через год, когда вермахту пришлось столкнуться с советскими Т-34 и КВ-2. Тянуть далее было невозможно, и быk объявлен конкурс на тяжелый танк, вооруженный мощной 88-мм пушкой, специально созданной на базе прекрасно зарекомендовавшего себя в борьбе с танками противника зенитного орудия. Предполагалась также установка брони, способной выдержать попадание снаряда любого из танковых и противотанковых орудий того периода.

В апреле 1942 года свои машины заказчику представили фирмы «Porsche» и «Henschel». На обоих прототипах была установлена одна и та же башня концерна «Krupp». Образец Фердинанда Порше оказался чрезмерно сложным и недостаточно надежным, потому был отклонен. Уже готовые 90 шасси были позднее использованы для постройки САУ «Elefant».

Один из первых танков Pz VI Ausf Н, доставленных в конце 1942 года в Тунис. 501-й тяжелый танковый батальон, переброшенный в Африку, располагал 20 «Tiger» и 25 танками Pz III Ausf N.

Прототип Эрвина Адерса, главного конструктора фирмы «Henschel» и постоянного соперника Порше, больше соответствовал классическим канонам танкостроения, был надежнее, проще в производстве и эксплуатации и поэтому, даже несмотря на особую благосклонность фюрера к Фердинанду Порше, одержал верх. Новая машина получила обозначение Pz Kpfw VI (Sd Kfz 181) «Tiger» Ausf H1 (после принятия на вооружение в 1944 году танка «Tiger» II название изменили на «Tiger» Ausf Е, или «Tiger» 1), и в августе 1942 года на заводах фирмы «Henschel» началось ее серийное производство.

Изготавливаемый из катаных листов броневой стали беспрецедентной толщины корпус танка имел простую угловатую форму (опыт своих советских коллег немецкие танкостроители упорно игнорировали). Интересной особенностью «Tiger» стала ходовая часть уникальной конструкции, обеспечивающая высокую плавность хода машины и относительно комфортные условия для экипажа. Но вместе с достоинствами у новой подвески выявился и недостаток — при эксплуатации танков на Восточном фронте в зимнее время между катками набивались грязь и снег, которые, замерзая за ночь, к утру обездвиживали машину.

Танки Pz VI Tiger из состава 1-й роты 501-го тяжелого танкового батальона. Восточный фронт, осень 1943 года.

Еще одной особенностью «Tiger» стало использование на нем двух типов гусениц: транспортировочных шириной 520 мм и боевых шириной 725 мм. На это конструкторам пришлось пойти по той причине, что широкая машина просто не вписывалась в габариты стандартного вагона. Поэтому перед погрузкой с танка приходилось снимать один ряд опорных катков и обувать его в более узкие гусеницы. После выгрузки нужно было проделать обратную процедуру.

Сильной стороной «Tiger» была совершенная для своего времени трансмиссия с сервоприводом, которая делала тяжелый танк легко управляемым, не требовавшим от водителя приложения заметных физических усилий. Простота управления при необходимости позволяла легко заменить водителя любым другим членом экипажа.

В целом в машине все было продумано для обеспечения эффективной слаженной работы экипажа, что вместе с превосходными средствами наблюдения и связи, мощной бронезашитой и великолепной пушкой сделало «Tiger» до 1944 года самым мощным танком мира, а впоследствии одним из самых грозных и знаменитых немецких танков. Конкуренцию ему мог составить только советский ИС-2,не уступавший «Tiger» практически ни в чем, но появившийся на поле боя почти на два года позже. Но полностью лишенных изъянов боевых машин не бывает. Недостатками «Tiger» стали неудовлетворительные маневренность и проходимость, а также недостаточная надежность ряда узлов и агрегатов. И то и другое стало следствием перетяжеленности танка и явилось платой за исключительно высокую степень защищенности.

До августа 1944 года было выпущено 1356 танков Pz Kpfw VI «Tiger». В ходе серийного производства в конструкцию машины постоянно вносились изменения, призванные в первую очередь повысить надежность. К числу наиболее существенных изменений следует отнести применение более мощного двигателя, установку (начиная с середины 1943 года) на танк новой командирской башенки от «Tiger» II и оснащение последних 800 машин (с начала 1944 года) опорными катками со стальными ободами, также позаимствованными от «Tiger» II. Первые 495 «Tiger» оснащались шноркелем, позволявшим танку передвигаться под водой на глубине до 5 м, позже эта сложная и в целом ненужная система была заменена простыми приспособлениями для преодоления бродов глубиной до 1,3 м. В 1943 году 84 танка были переоборудованы в командирские машины. Их боекомплект уменьшился до 66 выстрелов, спаренный пулемет отсутствовал, а сэкономленное место использовалось для размещения дополнительного радиооборудования.

«Tiger» из состава 502-го тяжелого танкового батальона. Зима 1942— 1943 годов. В августе 1942 года несколько машин было направлено в сектор группы армий «Север» под Ленинград. Tiger сразу ввели в бой, но три машины сломались еще на подходе к передовой. После их ремонта, уже 22 сентября, 1-я рота 502-го батальона во время боя от флангового огня советской противотанковой артиллерии потеряно 4 машины, одну из них — безвозвратно.

Командование германских вооруженных сил возлагало на «Tiger» очень большие надежды. Об этом говорит уже то, что специально под эти мощные машины в штат была введена новая тактическая единица — тяжелый танковый батальон, который мог действовать как самостоятельно, так и придаваться другим частям или соединениям вермахта. Желание как можно скорее проверить новые, еще, по сути, «сырые» машины привело к тому, что боевое крещение «Tiger» закончилось неудачно. Первые четыре «Tiger» из состава 502-го тяжелого танкового батальона действовали осенью недалеко от Ленинграда, в районе, по характеру местности очень плохо подходящем для использования танков вообще, а тяжелых — в особенности. Уже в ходе движения по проселочным дорогам на исходные позиции танки выходили из строя. Во время первой же атаки, двигаясь друг за другом по узкой дороге, окруженной болотом, «Tiger» попали в советскую засаду.

От флангового огня советских противотанковых пушек пострадали все 4 танка. Три машины немцам удалось эвакуировать, но четвертая осталась на нейтральной полосе, где почти через месяц ее взорвали. В январе 1943 года 502-й батальон принял участие в тяжелых боях по отражению наступления РККА, предпринятому с целью прорыва блокады Ленинграда. К концу месяца пять из семи имевшихся «Tiger» были потеряны, а одна машина была захвачена нашими войсками. Впоследствии она была изучена и испытана советскими специалистами на полигоне в Кубинке, а летом 1943 года демонстрировалась на выставке трофейной техники в парке имени Горького в Москве. Не намного лучше проявили себя мощные, но малоподвижные «Tiger» и на следующий год во время наступления на Курской дуге.

Зато в обороне, особенно действуя из засад, «Tiger» мог сполна проявить свои выдающиеся способности. Немцы старались вести огневой бой на больших дистанциях, в полной мере используя достоинства своего вооружения и превосходных средств наблюдения. 88-мм пушка не имела себе равных, а лобовую броню на реальных дистанциях боя не могла пробить ни одна танковая пушка противника. Эти качества «Tiger» вынудили разработать особую тактику борьбы с ним. В большинстве случаев победа над «Tiger» одерживалась лишь при численном преимуществе. И советские танкисты, и танкисты союзников стремились как можно быстрее сблизиться с медлительным «Tiger», чтобы хоть как-то уравнять шансы. По признанию англичан, одолеть «Tiger» имели шанс только пять действовавших согласованно «Sherman», причем лишь один из них мог рассчитывать уцелеть.

«Tiger» 502-го тяжелого танкового батальона на фронте под Ленинградом. Весна 1943 года. Как утверждается, «Tiger» этого батальона к марту подбили 160 вражеских танков, безвозвратно потеряв лишь 4. Однако самым важным событием оказалось то, что в руки советских частей попал один из «Tiger».

Поэтому нисколько неудивительно, что боевая биография «Tiger» богата выдающимися достижениями. Так, 7 июля 1943 года, действуя в южном секторе Курской дуги, «Tiger» обершарфюрера СС Франца Штаудеггера из состава 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» столкнулся с группой советских танков, состоявшей примерно из 50 Т-34. Штаудеггер полностью израсходовал свой боезапас, уничтожив 22 советские машины. Остальные отступили. За это достижение немецкий ас был награжден Рыцарским Крестом.

8 августа 1944 года «Tiger» под командованием унтершарфюрера СС Вилли Фейя из 102-го тяжелого танкового батальона вступил в бой с колонной английских танков. Англичане потеряли 14 или 15 машин, а Фей вечером того же дня уничтожил еще один английский танк, использовав при этом последние два снаряда. В ходе боев в Нормандии 102-й тяжелый батальон потерял все свои «Tiger», но сам за полтора месяца боевых действий уничтожил 227 танков союзников. Вероятно, взятые из немецких источников цифры несколько завышены, но даже с учетом этого успехи танкистов, воевавших на «Ешпук», не могут не впечатлять. Отметим также, что именно на «Tiger» воевали самые результативные немецкие танкисты-асы — хауптштурмфюрер СС Михаэль Виттман (138 подбитых танков) и лейтенант Отто Кариус.

Еще до того как тяжелый танк Pz VI «Tiger» Ausf HI (E) начал поступать в войска, немецкий генштаб потребовал приступить к разработке еще более тяжелой и мощной машины, которая могла бы по бронированию и вооружению превзойти все, чем располагала или могла бы располагать в обозримом будущем Советская Армия. В августе 1942 года Управление вооружений сухопутных войск выдало старым соперникам — фирмам «Porsche» и «Henschel» — техническое задание, в котором указывались два обязательных условия: броневые листы должны устанавливаться под рациональными углами наклона, а вооружаться танк должен длинноствольной 88-мм пушкой.

Не раздумывая долго, Порше на базе своего проигравшего прототипа «Tiger» VK4501(P), разработал проект нового танка VK4502(P) и, будучи полностью уверенным в успехе, приступил к литью башен. Нои на этот раз прогрессивная конструкция с использованием бензоэлектрической трансмиссии была отвергнута военными не только из-за сомнений в ее надежности, но и из-за острого дефицита меди, в большом количестве необходимой для ее производства. Контракт вновь достался концерну «Henschel». Уже изготовленные 50 башен конструкции Порше со 107-мм лобовой броней были установлены на первые серийные танки. Впоследствии конструкторы фирмы «Henschel» разработали собственную башню, более простую в производстве и лучше защищенную. Толщина лобовой брони этой башни достигала 180 мм, бортов и задней стенки — 80 мм, крыши — 40 мм. Такой броневой защиты не имел тогда ни один танк мира! Это то, о чем всегда мечтал фюрер. Однако вследствие множества технических проблем, в частности необходимости максимальной унификации с деталями и узлами фирмы MAN, серийное производство новой машины началось только в декабре 1943 года.

Pz VI Ausf H «Tiger», подбитый на Курской дуге. Входе операции «Цитадель» немцы задействовали 144 танка «Tiger». По немецким данным, за период с июля по август 1943 года безвозвратные потери «Tiger» составили 73 танка.

Новый тяжелый танк, получивший официальное обозначение Pz Kpfw VI Ausf В «Tiger» II (Sd Kfz 182), но более известный как «Королевский Тигр», представлял собой чрезвычайно грозную боевую машину. Разработанный для завоевания превосходства на поле боя, этот самый тяжелый, наиболее защищенный и лучше всех вооруженный из всех серийных танков того времени, безусловно, мог при умелом использовании обеспечить решение этой задачи. По совокупности характеристик — начальная скорость снаряда, бронепробиваемость, скорострельность — 88-мм пушка «Королевского Тигра» превосходила 122-мм пушку советского ИС-3. Правда, за такое превосходство пришлось заплатить огромными габаритами и весом и, как следствие, невысоки ми ходовыми характеристиками. Двигатель, узлы трансмиссии и ходовой части работали на пределе своих возможностей, и поэтому надежность их работы оставляла желать лучшего. Плюс хроническая спешка на стадии проектирования — и в результате некоторая «сырость» и непроработанность отдельных решений и элементов конструкции. Однако все это не имело решающего значения при ведении оборонительных боевых действий, атак как к моменту появления «Королевских Тифов» на поле боя немцам было уже не до наступления, то в целом результаты применения танков этого типа следует признать положительными.

В процессе производства «Tiger» II модифицировался незначительно. Кроме упомянутой замены башен, из числа других несущественных в принципе изменений упоминания заслуживает установка еще более эффективной 88-мм пушки KwK43/III. Начиная с ноября 1944 года 20 машин были переоборудованы в командирские танки двух вариантов, оснащенные дополнительным радиооборудованием. При этом их боекомплект уменьшился до 63 выстрелов.

Производство «Королевских Тигров» началось на заводе фирмы «Henschel» в Касселе в декабре 1943 года и продолжалось, не прекращаясь ни на один день даже под жесточайшими бомбардировками союзной авиации, до марта, когда город был захвачен американцами. Всего за это время было выпущено 489 серийных машин (из 1500 заказанных). Интересный факт: на пике производительности полный технологический процесс постройки «Tiger» 11 занимал 15 дней — слишком много по сравнению со скоростью производства ИС-2, а тем более Т-34 и «Sherman». Обладая тактико-техническим превосходством, танк «Tiger» II (как и «Tiger» I) проигрывал в экономическом аспекте.

Первые танки типа Pz Kpfw VI «Tiger» II небольшими партиями (по 4—5 машин) с февраля 1944 года начали поступать на вооружение тяжелых танковых батальонов вермахта и войск СС. Боевое крещение «Konig Tiger» на Восточном фронте состоялось 12 августа 1944 года в ходе атаки на польский городок Сташув в районе Сандомирского плацдарма. И вновь, как и в случае с предшественником, первый блин комом. «Konig Tiger» из состава 501-го тяжелого танкового батальона попали в засаду, устроенную танкистами 53-й гвардейской танковой бригады и приданными ей артиллерийскими частями (более 200 стволов калибра от 57 до 152 мм). Батальон был разгромлен и отступил, оставив на поле боя, по советским данным, 24 подбитых «Tiger» II, по немецким — 11. В любом случае результат более чем плачевный. Еще три танка были захвачены в совершенно исправном состоянии. Противника снова подвели неоправданное стремление как можно скорее проверить новую боевую технику в деле и нежелание реально оценить недостаточную мобильность и невысокую надежность танка.

«Tiger» II мало годились для ведения маневренного боя, однако при грамотных и умелых действиях экипажа они были крайне опасны и могли даже в одиночку принять бой с превосходящими силами противника и уничтожить немалое число вражеских танков, не получив при этом никаких повреждений. Ввиду отсутствия среди танков западных союзников достойных оппонентов основным средством борьбы с «Королевскими Тиграми» на Западном фронте стала авиация, на которую и приходилась львиная доля уничтоженных танков этого типа. Что и неудивительно, ведь, например, только за один день 17 июля 1944 года на позиции 503-го тяжелого танкового батальона, оснащенного «Tiger» II, авиация союзников совершила более 2100 самолетовылетов.

Танк Pz Kpfw VI Ausf E 510-го батальона

Танк Pz Kpfw VI Ausf H 510-го батальона

Танк Pz Kpfw VI Ausf H 4-й танковой роты 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер».

Танк Pz Kpfw VI Ausf H 8-й роты 2-го танкового полка дивизии СС «Рейх».

«Konig Tiger» на заключительном этапе войны принимали активное участие в боевых действиях на всех фронтах и за очень короткое время доказали, что в умелых руках являются исключительно грозным оружием и очень опасным противником.

12 января 1945 года экипаж лейтенанта Обербаха из 501 -го тяжелого танкового батальона за один день боев подбил 12 советских танков и САУ. «Tiger» II унтерфельдфебеля Керхера из состава 502-го батальона 6 апреля подбил 10, а за два последующих дня — еще 14 танков противника. В боях у озера Балатон отличились танкисты 509-го батальона. За один день «Konig Tiger» оберфельдфебеля Нойгауса и унтерфельдфебелей Кольмансбергера и Бауэра уничтожили соответственно 14,11 и 9 советских танков и самоходок. Ну а лучшим танкистом-асом, воевавшем на «Tiger» II, стал унтершарфюрер Карл Броман из 503-го тяжелого танкового батальона — на его счету 66 поверженных танков и самоходных артиллерийских установок противника.

Символично, что последним танком, уничтоженным во Второй мировой войне, стал именно «Konig Tiger» — подлинный символ немецких бронетанковых войск, самая смертоносная и грозная боевая машина. Он был взорван в Австрии собственным экипажем 10 мая 1945 года.

Немного о конструкции танка

1. В верхней части башни с каждой стороны монтировались три 90-мм дымовых гранатомета NbK 39 (к ним также могли прилагаться шрапнельные боеприпасы).

2. Центральную часть танка (сюда входит и башня) занимало боевое отделение. В башне находились места командира танка, наводчика и заряжающего.

3. Несмотря на наличие у немецких конструкторов собственного опыта создания танков с наклонной броней (Pz Kpfw V Panther), броневые листы были установлены не под самыми рациональными углами, что, впрочем, компенсировалось их толщиной. Лобовой лист надстройки корпуса имел минимальный угол наклона по отношению к вертикали — всего 8°.  

4. Башня имела подковообразную форму. Ее вертикальные боковые стенки и кормовая часть были изготовлены из единого гнутого бронелиста.

5. В бою использовались гусеницы шириной 725 мм. При перевозках по железной дороге танки оснащались более узкими гусеницами с шириной траков 520 мм.

6. В отделении управления, расположенном в передней части машины, находились коробка передач с поворотным механизмом, радиостанция, приборы управления, часть боезапаса, курсовой пулемет и рабочие места механика-водителя и стрелка-радиста.

7. Ведущее колесо с двумя съемными зубчатыми венцами (20 зубьев в каждом) переднего расположения.

8. На крыше башни устанавливалась командирская башенка с шестью смотровыми приборами и входным люком круглой формы.

9. 8-мм орудие KwK 36 с длиной ствола 56 калибров, созданное фирмой «Krupp» на базе знаменитой зенитной пушки FlaK 36, отличалось превосходными характеристиками.

10. Корпус танка и башня собирались из броневых листов, выполненных из катаной гомогенной стали, представлявшей собой сплав хрома, никеля и молибдена, и соединенных шипами и сваренных двойным швом, что заметно повышало их прочность.

11. Силовая установка и топливные баки устанавливались в моторном отлелении, расположенном в кормовом отсеке. К числу наиболее существенных изменений в конструкции танка следует отнести замену устанавливавшегося изначально двигателя «Maybach» HL 210 мощностью 600 л. с. (всего выпущено 250 танков) на 700-сильный «Maybach» HL 230.

12. Опорные катки имели индивидуальную торсионную подвеску с гидравлическими амортизаторами, которыми оснащались балансиры первого и последнего колес.

13. Место механика-водителя оборудовалось смотровым прибором, закрывавшимся бронезаслонкой.

14. Расположение опорных катков в шахматном порядке вкупе с применением торсионной подвески обеспечивало платность хода машины и, как следствие, обеспечивало комфорт экипажу, а также позволяло вести прицельный огонь на ходу.

15. Ходовая часть (с каждой стороны) состояла из опорных катков с резиновыми бандажами (четыре ряда из 24 катков), расположенных в шахматном порядке. Ленивец оборудовался кривошипным устройством натяжения гусеницы.

Тактико-технические характеристики танка Pz Kpfw VI AUSF H1 (E)
Экипаж5 человек
Масса57 т
Вооружение88-мм пушка KwK 36 L/56,2 х 7,92-мм пулемета MG 34
Боекомплект92 выстрела, 4800 патронов
Двигатель«Maybach» HL 230Р45, мощность 700 л. с.
Скорость по шоссенет данных
Запас хода по шоссенет данных
Удельное давление на грунт1,04 кг/см2
Глубина брода1,2 м

ЕЩЕ СТАТЬИ

Категория: Танки | Добавил: garanchuk (11.11.2010) Просмотров: 26276 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.3/7
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оружие россии | Бронетехника | ПВО | артиллерия | Танки
Хостинг от uCoz Copyright Vooruzenie © 2016
При использовании материалов обязательно наличие активной ссылки Оружие