Средний танк Pz Kpfw V «Panther» - Танки - Бронетехника - Современное оружие россии и мира
Оружие Бронетехника ПВО Артиллерия Каталог
Бронетехника
Танки
БМП
БТР
БРМ
ПВО
ЗРК
ПЗРК
Радиолокационные станции
Артиллерия
Самоходная артиллерия
Реактивная артиллерия
Самолеты

Главная » Бронетехника » Танки » Средний танк Pz Kpfw V «Panther»

Средний танк Pz Kpfw V «Panther»

Первые же столкновения немецких войск с советскими танками КВ-2 и Т-34 продемонстрировали полное превосходство последних практически по всем параметрам абсолютно над всеми имевшимися на тот период германскими танками. Это превосходство было настолько ошеломляющим, что в ноябре 1941 года на фронт с целью изучения новых типов советских танков была отправлена специальная комиссия, в состав которой вошш такие известные конструкторы, как Фердинанд Порше и Эрвин Адерс. В итоге на основании рапортов с Восточного фронта и результатов, полученных комиссией, было принято решение приступить к разработке нового, более мощного среднего танка, который помимо всего прочего можно было бы запустить в производство в максимально сжатые сроки.

«Panther» Ausf D. Лemo 1943 года. Немецкое командование надеялось, что «Panther» смогут быстро заменить в войсках не только «тройки», но и «четверки», однако этим мечтам не суждено было сбыться.

25 ноября 1941 года фирмы «Daimler-Benz» и MAN получили задание разработать проект нового танка, a «Rheinmetall-Borsig» — башню для него. Компания «Daimler-Benz» в марте 1942 года представила прототип VK 3002 (DB), внешне сильно напоминавший Т-34 и, скорее, являвшийся просто копией этого танка, чем новой машиной. И хотя предложенный вариант понравился лично Гитлеру, в итоге предпочтение было отдано прототипу фирмы MAN — гораздо более перспективному, хотя и значительно более сложному по конструкции. Он имел традиционную немецкую компоновку с передним расположением трансмиссии и ведущих колес, а также обладал большим запасом хода, чем машина фирмы «Daimler-Benz».

Можно смело сказать, что с технической точки зрения победившая в конкурсе машина во многом основывалась на революционной конструкции Т-34 и имела много черт, присущих последнему. К их числу следует отнести широкие (660 мм) гусеницы, позволявшие уменьшить удельное давление на грунт и тем самым повысить проходимость, мощный, правда бензиновый, двигатель, очень эффективное орудие большого (75 мм) калибра и наклонное расположение броневых плит, которое обеспечивало экипажу дополнительную защиту.

Танки Pz V Ausf D 10-й танковой бригады готовятся к атаке. Курская дуга, июль 1943 года. Формирование этой бригады завершилось 14 июня 1943 года, бригада насчитываю 196 линейных и 4 командирских танка Pz Kpfw V. Во время битвы на Курской дуге бригада действовала на южном участке, понеся огромные потери — 127 машин.

Гитлер приказал начать производство нового танка, получившего обозначение Pz Kpfw V «Panther», не позднее декабря 1942 года, а 4 июня министр вооружений Германии А. Шпеер распорядился, чтобы 250 первых «Panther» были готовы к 12 мая 1943 года и смогли принять активное участие в боях летней кампании.

Серийное производство танков Pz V началось с выпуска 20 машин нулевой серии, первая из которых покинула сборочный цех фирмы MAN 11 января 1943 года. Первая же крупносерийная модификация «Panther» (выпушен 851 танк) получила индекс Ausf D (возможно, обозначения В и С были зарезервированы за какими-то другими модификациями). Основное из изменений по сравнению с прототипом и машинами нулевой серии — толщина лобовой брони увеличилась с 60 до 80 мм.

В сентябре 1943 года началось серийное производство следующей модификации Pz Kpfw V Ausf А, основным отличием которой от предыдущей модели стала замена съемного курсового пулемета стандартным пулеметом в шаровой установке. Общее количество внесенных изменений было достаточно велико, но они были несущественны и не могли заметно изменить боевые качества танка. После выпуска примерно 2000 единиц в марте 1944 года на смену танкам модификации А пришли машины модели G — самые многочисленные в семействе «Panther» (27 февраля 1944 года Гитлер приказал запретить использование прежнего обозначения Pz Kpfw V и ввести в оборот только название «Panther»).

«Panther» в зимнем камуфляже движется через деревню, недавно пострадавшую входе артобстрела. Восточный фронт, зима 1943— 1944 годов.

На них был несколько изменен угол наклона бортовых бронелистов корпуса, толщина бортовой брони возросла до 50 мм, а лобовой брони башни — до 110 мм. Часть танков получила усовершенствованную маску пушки, исключавшую возможность заклинивания башни при попадании в нее вражеского снаряда. Остальные изменения были не столь важны, отметим лишь, что в ноябре 1944 года на 63 «Panther» модификации Ausf G были установлены первые в мире серийные приборы ночного видения.

Танк Pz V Ausf A «Panther», брошенный на улицах Львова, 1944 год. 6 июня 1944 года в танковых соединениях вермахта и войск СС во Франции и Бельгии насчитывалось 663 «Panther».

С середины 1944 года началась разработка новой модификации «Panther» Ausf F. Самым важным усовершенствованием была установка башни нового типа, так называемой «узкой башни», отличавшейся меньшими размерами и системой бронирования. Новая, еще более эффективная 75-мм пушка KwK 44 L/70 устанавливалась в маске типа «свиное рыло», а толщина лобовой брони башни увеличилась до 125 мм, боковой и задней — до 60 мм, крыши — до 30 мм.

Следует упомянуть также, что с февраля 1943 года велся проект создания танка «Panther» II, оснащенной «узкой башней» и новым корпусом, лобовая броня которого достигала 100 мм, бортовая — 60 мм, а кормовая — 40 мм. Вооружить машину планировалось очень мощной 88-мм пушкой KwK 43 L/71. Но ни один из двух вышеупомянутых проектов так и не был завершен.

Колонна танков «Panther» Ausf D с десантом на броне. Во многих изданиях приводится описание действий подразделений тяжелого танкового полка «Баке», состоявшего из батальона «Tiger» и батальона «Panther». В январе 1944 года (советская Житомирско-Бердичевская наступательная операция) этот полк якобы сумел сжечь 267 вражеских танков, потеряв всего один Pz Kpfw VI «Tiger» и четыре «Panther».

В 1943 году на базе линейного танка Pz V были разработаны командирские машины, оснащенные дополнительной радиостанцией, и артиллерийские машины наблюдения, имевшие для введения противника в заблуждение вместо пушки ее деревянный макет. В то же время началось производство БРЭМ, предназначенных для замены старых тягачей, недостаточно мощных для буксировки слишком тяжелых «Panther» и Pz Kpfw VI Tiger. Особого внимания из всех машин, созданных на базе танка Pz V, заслуживает, пожалуй, лучшая САУ Второй мировой войны «Jagdpanther», но о ней речь пойдет отдельно.

В 1944 году в условиях полного господства англо-американской авиации приобрела особую актуальность проблема скорейшего оснащения танков этими инфракрасными приборами ночного видения. В ноябре 1944 года 63 танка «Panther» Ausf G были оборудованы пассивными И К приборами типа FG1250, обеспечивавших видимость в пределах 200 м.

Всего же за период с 11 января 1943 года по 23 апреля 1945 года на заводах четырех фирм — MAN, «Daimler-Benz», MNH и «Henschel» — было выпущено 5992 танка Pz V «Panther» различных модификаций.

Первые «Panther», в целом призванные заменить танки Pz III и Pz IV, стали поступать в войска с весны 1943 года, а всего в середине 1943 года в строю насчитывалось около 240 танков модификации D. Большая часть из них, а именно 196 машин, была брошена в наступление под Курском в отчаянной попытке вернуть вермахту утраченную после Сталинградской битвы стратегическую инициативу.

Боевой дебют новых танков признать удачным никак нельзя: в ходе сражения безвозвратно было потеряно 127 машин (из-за нехватки тягачей при отходе немцам удалось эвакуировать лишь небольшое число своих подбитых и неисправных танков).

Канадские танкисты позируют на фоне трофейной «Panther». На башне уже нарисованы огромные союзнические опознавательные знаки — сигнал реющим в воздухе штурмовикам союзной авиации.

В дальнейшем перевооружение панцерваффе «Panther» шло довольно интенсивно, но удовлетворить все потребности армии в новой технике все равно не удавалось, поэтому в первую очередь они поступали в элитные соединения, например танковые дивизии СС «Великая Германия» и «Герман Геринг».

Сведения о боевом применении танков Pz V на Восточном фронте крайне противоречивы. Если в приводимых в западной печати примерах советские танки и САУ горят десятками и сотнями, а потери немцев при этом исчисляются единицами, то в отечественной мемуарной литературе все выглядит с точностью до наоборот.

Достоверных документальных источников не так много, но из их анализа можно сделать вывод, что Pz Убыл очень грозным противником и соотношение потерь «Panther» советских танков колебалось в пределах от 1:3 до 1:5. И это неудивительно, поскольку немецкие машины обладали более мощной броневой защитой и вооружением. Так, длинноствольная пушка «Panther» по своим характеристикам превосходила не только 76,2-мм пушку танка Т-34-76, но и 85-мм орудие, которое с 1944 года начали устанавливать на Т-34-85. Кроме всего прочего, следует учитывать, что «Panther» появились на Восточном фронте в тот период, когда Красная Армия наступала. А наступающая сторона, как известно, всегда несет потери большие, чем обороняющаяся. Тем более, что «Panther» оказались хороши именно в обороне, благодаря длинноствольной пушке и отличной оптике они могли вести эффективный огонь с дальних, зачастую запредельных для танков противника, дистанций. В тех же случаях, когда приходилось атаковать «Panther», ситуация с потерями была иной.

Американский солдат рассматривает перевернутый танк Pz Kpfw V «Panther» Ausf G. Арденны, 1945 год.

О высоких боевых качествах Pz V говорит также тот факт, что трофейные «Panther» вручались, как правило, лучшим советским экипажам и использовались преимущественно в качестве истребителей танков.

На Западе к моменту высадки союзников в Нормандии в танковых соединениях вермахта и войск СС насчитывалось 663 «Panther». Они оказались для войск союзников «твердым орешком». Убедившись, что в танковом бою на равных сражаться с «Panther» практически невозможно (в 1944 году единственным танком союзников, который мог хоть как-то противостоять «Panther», был «Sherman» с английской длинноствольной 76-мм пушкой), союзники бросили против них авиацию, на долю которой и приходится большая часть всех подбитых на Западном фронте немецких танков.

«Panther» из состава 51-й танковой бригады, брошенный своим экипажем. Лето 1943 года. 12 июля 1943 года в частях первого эшелона в районе Курска оставался всего 41 исправный «Panther».

Среди танковых асов, воевавших на «Panther» во Вторую мировую войну, самым результативным был обершарфюрер СС Эрнст Баркман из 2-й танковой дивизии СС «Дас Рейх», записавший 13 апреля 1945 года на счет своего экипажа 60-й уничтоженный танк противника.

На фото танк Pz Kpfw V Ausf A

На фото танк Pz Kpfw V Ausf D

На фото танк Pz Kpfw V Ausf G

Немного о конструкции танка

1. На третьей, самой массовой модификации Pz V Ausf G толщина брони фронтальной части башенного листа составляла 110 мм, бортовых листов — 50 мм.

2. Гитлер лично настаивал на использовании на танке «Panther» 75-мм орудия KwK 42 L/100, но в связи с тем, что оно еще не было готово к производству, на первые Pz V стали устанавливать 75-мм пушку с меньшей длиной ствола — KwK 42 L/70. Бронебойный подкалиберный снаряд с баллистическим наконечником Pz Gr 42 развивал начальную скорость 1120 м/с и мог поразить 150-мм броню с расстояния 1000 м (127-мм с дистанции в 1500 м).

3. В передней части корпуса танка находились рабочие места механика-водителя и стрелка-радиста. Водитель располагался с левой стороны от коробки передач. Смотровой прибор водителя прикрывала бронированная заслонка, управляемая при помощи рычага.

4. По правую сторону от водителя сидел стрелок-радист. Он мог вести огонь из пулемета через вертикальную амбразуру, расположенную в лобовом листе надстройки корпуса. Позже на этом месте стали устанавливать стационарный пулемет в шаровой опоре.

5. Лобовой бронелист корпуса танка достигал толщины 80 мм на первой серийной модели «Panther».

6. Фронтальная часть корпуса отводилась под отсек управления, где располагались коробка передач, главный фрикцион, приборы и органы управления, радиостанция (FuG 5), курсовой пулемет, часть боезапаса и рабочие места радиста с водителем.

7. Впервые в истории германского танкостроения конструкторы бронетехники применили нестандартное решение: броневые листы они расположили под рациональным углом наклона. Корпус собирался из сварных катаных броневых листов, соединявшихся друг с другом в шип.

8. На башне с обеих сторон крепились 90-мм мортирки Nbk 39 для ближнего боя (по три на борт). Они могли стрелять осколочно-фугасными, зажигательными и дымовыми фанатами.

9. На верхнем башенном листе устанавливали командирскую башенку, оборудованную шестью перископическими смотровыми приборами. Перископы закрывались подвижным бронекольцом с ручным управлением.

10. В качестве силовой установки использовался 12-цилиндровый карбюраторный четырехтактный двигатель «Maybach» HL 230Р30 жидкостного охлаждения (мощность 700 л. с.) с V-образным расположением цилиндров, установленных под углом 60°. При возникновении проблем с запуском двигателя в зимнее время можно было воспользоваться специальным подогревателем, отапливаемым паяльной лампой, крепившейся на корме корпуса.

11. В кормовой части находилось моторное отделение с двигателем, топливными баками и вентиляционной системой. Вентиляторы «Zyklon» размещались с обеих сторон двигателя.

12. В бою водитель осуществлял наблюдение благодаря двум перископам, установленным на крыше отделения управления. Один перископ был направлен в левую сторону, другой — в правую. В целом эта система не обеспечивала надежный обзор.

13. В середине корпуса располагалось боевое отделение, где размешались основное вооружение, система наведения и оптические приборы прицеливания, места командира, наводчика и заряжающего.

14. «Panther» модификации Ausf D 2, выпускавшиеся с конца весны 1943 года, стали оснащаться бортовыми экранами, защищавшими ходовую часть и боковые листы корпуса от попаданий кумулятивных снарядов и бронебойных пуль противотанковых ружей.

15. Ведущие колеса размещались впереди и имели два съемных зубчатых венца (по 17 зубцов каждый). Ходовая часть танка (с каждого борта) представляла собой восемь сдвоенных обрезиненных катков, установленных в шахматном порядке. Торсионная подвеска обеспечивала плавный ход машины даже при преодолении пересеченной местности.

Тактико-технические характеристики танка Pz Kpfw V AUSF G
Экипаж5 человек
Масса45,5 т
Вооружение75-мм пушка KwK 42 L/70, 2 х 7,92-мм пулемета MG 34
Боекомплект80—85 выстрелов, 4200-4800 патронов
Двигатель«Maybach» HL 230Р30, карбюраторный, мощность 700 л. с.
Скорость по шоссенет данных
Запас хода по шоссенет данных
Удельное давление на грунт0,85 кг/см2
Глубина брода1,9 м

ЕЩЕ СТАТЬИ

Категория: Танки | Добавил: garanchuk (07.11.2010) Просмотров: 17026 | Рейтинг: 3.3/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оружие россии | Бронетехника | ПВО | артиллерия | Танки
Хостинг от uCoz Copyright Vooruzenie © 2016
При использовании материалов обязательно наличие активной ссылки Оружие