Немецкий средний танк Pz Kpfw IV - Танки - Бронетехника - Современное оружие россии и мира
Оружие Бронетехника ПВО Артиллерия Каталог
Бронетехника
Танки
БМП
БТР
БРМ
ПВО
ЗРК
ПЗРК
Радиолокационные станции
Артиллерия
Самоходная артиллерия
Реактивная артиллерия
Самолеты

Главная » Бронетехника » Танки » Немецкий средний танк Pz Kpfw IV

Немецкий средний танк Pz Kpfw IV

Согласно агрессивной военной доктрине, разработанной в начале 1930-х годов в Германии, легкие танки Pz I и Pz II строились, в первую очередь, как учебно-тренировочная основа для подготовки кадров. Для ведения же боевых действий предназначались гораздо более мощные типы боевых машин, которые стали впоследствии широко известными как Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV. Первому отводилась роль основного среднего танка бронетанковых войск с типичным кругом задач, а второй, вооруженный более мощным 75-мм орудием, предназначался в основном для прорыва укрепленных позиций противника. По принятой в то время в Германии классификации, в основе которой лежал калибр танкового орудия, изначально Pz IV относился к классу тяжелых машин. Но уже одно сформулированное в требованиях на новую машину ограничение по массе (18 т) никак не позволяло ей стать в один ряд с такими «одноклассниками», как французский 2С или советский Т-35.

Танк Pz IV Ausf А 1-й танковой дивизии. Польша, 4 сентября 1939 года. 1 сентября 1939 года Panzerwaffe располагали 211 танками Pz IV Ausf А, В,С. В частях первого эшелона находилось 197 машин.

Самый мощный танк панцерваффе разрабатывался в рамках проекта под кодовым обозначением BW(Batail- lonsfuhrerwagen — «машина командира батальона»). Работы по проектированию на конкурсной основе велись фирмами «Rheinmetall-Borsig», «Krupp», «Daimler-Benz» и MAN. В 1935—1936 годах все они представили заказчику свои разработки, выполненные в металле. В целом для производства был выбран крупповский проект VK 2001 (К), доработанный соответствующим образом.

В 1935 году концерн «Krupp» получил официальный заказ на производство танка, получившего в апреле 1936 года официальное обозначение «Panzerkampfwagen» IV (сокращенно Pz Kpfw IV). Это семейство боевых машин продержалось в серийном производстве до самого завершения Второй мировой войны в Европе. Так долго в Германии не выпускался ни один другой тип танка.

По своей конструкции прототип был очень близок к разрабатывавшемуся параллельно танку Pz III. Но, имея почти одинаковые с ним габаритные размеры, Pz IV отличался более широким корпусом и большим диаметром башенного погона, что изначально заложило определенный резерв для модернизации и в дальнейшем очень пригодилось. В целом Pz IV позаимствовал от своего младшего брата — Pz Kpfw III — большинство как сильных, так и слабых сторон.

Pz IVAusf D возглавляет колонну «четверок» на улицах французского города Семуа. Май 1940 года. К10 мая 1940 года немецкие бронетанковые войска располагали 290 танками Pz IV.

Первыми серийными танками Pz IV стали машины модификации Ausf А, которых до марта 1938 года было построено 35 единиц. Толщина брони этих танков составляла 30—10 мм, а боевая масса равнялась 17,3 т. Вооружение состояло из 75-мм пушки с длиной ствола всего 24 калибра, которая из-за очень малой начальной скорости снаряда мало годилась для борьбы с бронированными целями, и двух пулеметов. На танки первой версии устанавливался двигатель мощностью 250 л. с.

На протяжении всех долгих лет производства в целях поддержания боевых качеств на должном уровне танк постоянно модернизировался, что привело к созданию, кроме модификации А, еще девяти вариантов (В, С, D, Е, Fl, F2, G, Н и J). Всего с октября 1937 по март 1945 года было выпушено около 8700 машин, что делает Pz IV самым массовым немецким танком периода Второй мировой войны.

Pz IV Ausf D 9-й танковой дивизии. Голландия, май 1940 года. Общие безвозвратные потери танков Pz IV вермахта в ходе боев мая—июня 1940 года составили 37 машин.

Как и в случае с Pz III, было два основных направления развития конструкции — повышение огневой мощи и усиление бронезащиты, к которым на завершающем этапе войны добавилось третье — упрощение конструкции, ставшее, в конце концов, чуть ли не главным.

В зависимости от вооружения все танки Pz Kpfw IV можно разделить на три группы: с пушкой KwK 37 L/24 (модификации A-Fl), KwK 40 L/43 (F2 — ранние G (1275 единиц)) и KwK 40 L/48 (поздние G (412 единиц) — J). При одинаковом калибре 75 мм они отличались длиной ствола (24, 43 и 48 калибров соответственно) и характеристиками. Если первые на реальных дистанциях боя против брони Т-34 и КВ-2 были просто беспомощны, то последние с расстояния 1000 м пробивали лобовую броню толщиной 97 мм. При ремонте танки ранее выпущенных версий зачастую перевооружались более современной пушкой.

Pz IV Ausf F 15-й танковой дивизии. Советско-германский фронт, осень 1941 года. 22 июня 1941 года немецкие войска, сосредоточенные на границе с СССР, располагали 517 танками Pz IV рамичных модификаций.

Что касается бронезащиты, то она постоянно повышалась, в чем можно убедиться, сравнив приводимые характеристики танков различных модификаций. Начиная с танков модификации G последних выпусков, все Pz Kpfw IV стали оснащаться дополнительными броневыми экранами толщиной 5 мм, которые защищали башню и борта корпуса от кумулятивных снарядов. В целом конструкторам удавалось на протяжении всей войны поддерживать бронестойкость «четверки» на вполне приличном уровне. Правда, за это приходилось платить увеличением массы танка со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

На базе Pz IV, так же как и на базе других основных немецких танков, было построено большое количество самоходных артиллерийских установок и вспомогательных машин различных типов.

Подбитый под Сиги-Резег Pz IV Ausf Е 15-й танковой дивизии. Ливия, осень 1941 года. К началу битвы под Эль-Аламейном немцы располагает только 8 исправными «четверками».

Впервые танки Pz IV были применены в 1938 году во время аншлюса Австрии и захвата Судет, в марте следующего года «четверки» вошли в Прагу. Но их боевое крещение состоялось только осенью 1939 года в Польше. К тому времени в вермахте насчитывалось 211 танков Pz IV модификаций А, В и С, которые использовались в основном на направлениях главных ударов и проявили себя очень неплохо.

К началу французской кампании в танковых соединениях вермахта насчитывалось уже 290 линейных Pz IV и 20 мостоукладчиков на их базе. Так же как и в Польше, они были сконцентрированы на направлениях основных ударов, но уже не имели столь заметного превосходства над танками противника, поскольку здесь им довелось встретиться с достойными оппонентами — S-35 и В1. В большой степени лишь благодаря самым передовым тактическим приемам блицкрига танковым клиньям вермахта удалось с блеском выполнить поставленные задачи.

Pz IV Ausf F2. Большая излучина Дона, июль 1942 года. Фото отлично иллюстрирует тот факт, что броневые листы корпуса «четверки» устанавливались далеко не под оптимальными углами, что заметно снижало бронестойкость машины. Впрочем, это было общей «болезнью» германских танков вплоть до появления Pz Kpfw V «Panther».

Самым суровым испытанием для танков Pz IV стала война с Советским Союзом. К ее началу в составе танковых дивизий имелось сравнительно немного «четверок» — всего 439 единиц. Уже в первые дни боев они встретились с мощными, превосходившими их по всем параметрам советскими танками. Короткоствольное орудие Pz Kpfw IV оказалось неспособным эффективно бороться с броней новейших советских Т-34 и КВ-2. Положение улучшилось лишь после появления танков Pz IV Ausf F2 с гораздо более эффективной длинноствольной пушкой. Слабозащищенные «четверки» первых версий несли большие потери от противотанковых ружей, а также от собак-подрывников.

Именно танки Pz IV разных модификаций, составлявшие в 1943 году половину от общего числа машин, а не «Tiger» и «Panther», вынесли «на своих плечах» основную тяжесть величайшего в истории танкового сражения на Курской дуге. Хотя Pz IV в целом и не превосходили советские танки, но они, особенно последние модификации, уже могли бороться с Т-34 на равных. Трофейные машины широко использовались в Красной Армии начиная с 1941 года, когда их число еще было невелико. Позднее на фронте сражались уже целые батальоны, оснащенные трофейными Pz III и Pz IV.

Танки Pz IV Ausf А на улицах польского города Петркув-Трыбунальский. Сентябрь 1939года. Всего входе операции «Weiss» немцы потеряли 77 танков Pz IV, но безвозвратные потери составили всего 19 машин.

«Четверки» с переменным успехом воевали на всех фронтах вплоть до самого последнего дня войны. Они активно применялись в контрнаступлениях в Арденнах и у озера Балатон, защищали Кенигсберг, Бреслау и Берлин. Кроме того, Германия поставляла танки Pz IV своим союзникам, поэтому на Восточном фронте сражались «четверки» из состава не только немецкой, но и румынской, венгерской, финской армий.

После войны крупная партия Pz IV (165 машин) была передана Чехословакии, где они и состояли на вооружении до начала 1950-х годов. В послевоенные годы «четверки» также эксплуатировались в армиях Испании, Турции, Франции, Финляндии, Болгарии и Сирии. Закончили же свой боевой путь они только в 1967 году на Голанских высотах. Защищая позиции сирийских войск, последние машины этого типа были уничтожены старыми соперниками - израильскими «Sherman».

На фото. Танк Pz IV Ausf А

На фото. Танк Pz IV Ausf E

На фото. Танк Pz IV Ausf E

На фото. Танк Pz IV Ausf E

На фото. Танк Pz IV Ausf G

Конструкция танка

1. В башне в орудийной маске внутреннего типа устанавливалась 75-мм короткоствольная пушка KwK 37 L/24 (на первых модификациях вплоть Pz IV Ausf F). В марте 1942 года появились первые танки Pz IV Ausf F2, вооруженные пушками нового образца — 75-мм длинноствольными KwK 44 L/43. Танки поздних производственных партий, выпускавшиеся с марта 1943 года, оснащались еше более мощным 75-мм орудием KwK 40 с шиной ствола 48 калибров.

2. Водитель находился в выдвинутой части надстройки корпуса. Такая конструкция предоставляла ему возможность дополнительного обзора с правой стороны, кроме того, увеличивалось внутреннее пространство для боезапаса.

3. Танк Pz Kpfw IV строился по классической компоновочной схеме с традиционным для немецкого танкостроения передним расположением трансмиссии.4. Необходимо отметить, что выбранная изначально конструкция ходовой части стала эталоном для всех последующих модификаций «четверки» и не претерпела существенных изменений.

5. Сравнительно большой забронированный объем обеспечивал экипажу из пяти человек хорошие условия для работы и позволял удобно разместить все необходимое оборудование и снаряжение.

6. Ходовая часть (применительно к одному борту) состояла из восьми сдвоенных опорных катков (диаметр 470 мм), сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенных к листовым четвертьэллиптическим рессорам, переднего ведущего колеса, ленивца, снабженного храповым механизмом натяжения гусеницы, и четырех поддерживающих роликов.

7. Машина оборудовалась командирской башенкой новой конструкции, состоявшей из пяти литых сегментов. Ее смотровые приборы закрывались подвижными бронезаслонками. Командирская башенка обеспечивала командиру танка прекрасный обзор.

8. Характерной чертой многих моделей немецких танков было обилие различных люков, обеспечивавших удобство обслуживания, но в целом снижавших бронестойкость машины.

9. В моторном отделении размещался двигатель с топливной и воздухозаборной системами. Из числа самых важных изменений в модельном ряду Pz Kpfw IV следует назвать появление на танках, начиная с модели Pz Kpfw IV Ausf С, двигателя «Maybach» HL 120TRM мощностью 300 л. е., который устанавливался впоследствии на все «четверки».

10. За счет увеличения ширины гусениц до 400 мм по сравнению с 360 мм на ранних «тройках» удалось незначительно улучшить проходимость и маневренность танка Pz Kpfw IV.

11. К задней части башни часто крепился дополнительный ящик лля снаряжения, получивший шутливое название «сундук Роммеля».

Тактико-технические характеристики танка Pz Kpfw IV Ausf D
Экипаж5 человек
Масса20 т
Вооружение

75-мм пушка KwK 37 L/24 2 х 7.92-мм пулемета MG 34

Боекомплект80 выстрелов, 2700 патронов
Двигатель«Maybach» HL 120TRM, V-образный, карбюраторный, мощность 300 л. с.
Скорость по шоссе40 км/ч
Запас хода по шоссенет данных
Удельное давление на грунт0,77 кг/см2
Глубина брода0,8 м

ЕЩЕ СТАТЬИ

Категория: Танки | Добавил: garanchuk (06.11.2010) Просмотров: 16170 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оружие россии | Бронетехника | ПВО | артиллерия | Танки
Хостинг от uCoz Copyright Vooruzenie © 2016
При использовании материалов обязательно наличие активной ссылки Оружие