Средний танк Pz Kpfw III - Танки - Бронетехника - Современное оружие россии и мира
Оружие Бронетехника ПВО Артиллерия Каталог
Бронетехника
Танки
БМП
БТР
БРМ
ПВО
ЗРК
ПЗРК
Радиолокационные станции
Артиллерия
Самоходная артиллерия
Реактивная артиллерия
Самолеты

Главная » Бронетехника » Танки » Средний танк Pz Kpfw III

Средний танк Pz Kpfw III

Еще на заре создания возрождающихся Вооруженных Сил Германии главный идеолог немецких бронетанковых войск Хайнц Гудериан предложил использовать для их оснащения два основных типа боевых машин (кроме легких Pz I и Pz II, использовать которые предполагалось как учебно-тренировочные). Первый тип планировалось вооружить противотанковым орудием небольшого калибра, а второй, призванный стать танком прорыва, — крупнокалиберной пушкой с гораздо более высокой мощностью осколочно-фугасного выстрела.

Танк Pz III Ausf А преодолевает ров, наполненный водой, во время испытаний. Средний танк Panzer III по существу стал первым действительно боевым танком, созданным в Германии после отказа от соблюдения ограничений, введенных согласно Версальскому соглашению.

В 1935 году Управление вооружения сухопутных войск Германии выдало задание на разработку 15-тонного танка первого типа, вооруженного 37-мм пушкой, четырем фирмам: «Rheinmetall-Borsig», «Krupp», «Daimler-Benz» и MAN. Проект получил кодовое обозначение ZW («Zugfuhrer-wagen» — «машина командиров рот»). Калибр орудия был выбран экспертами Управления вопреки мнению Гудериана, настаивавшего на 50-мм пушке. Впоследствии жизнь доказала правоту последнего, но на момент создания новой немецкой машины большинство танков мира были легкими и для борьбы с ними 37-мм пушки было вполне достаточно, к тому же 37 мм — это стандартный калибр противотанковых орудий пехотных частей вермахта того времени. Испытания представленных прототипов начались в 1936 году на полигонах в Куммерсдорфе и Ульме. По их результатам для серийного производства был выбран прототип компании «Daimler-Benz», которая в начале 1937 года и получила заказ на изготовление опытной партии из 10 машин. Вскоре эти танки, получившие обозначение Pz Kpfw III Ausf А, были переданы на войсковые испытания. Они явно несли на себе печать влияния знаменитой конструкции У. Кристи и имели пять пар опорных катков большого диаметра.

Танк Pz III Ausf D 1-й танковой дивизии. Польша, сентябрь 1939 года. В операции Weiss участвовало около 3500 немецких танков (ряд авторов называют более точное число — 3363 машины), из них «троек» ранних модификаций (Ausf А—Е) было всего 98 штук.

Компоновка танка была традиционной для всех немецких машин — с передним расположением трансмиссии. Такое решение позволяло уменьшить длину танка, правда, за счет некоторого увеличения высоты. Кроме того, создавались предпосылки для увеличения габаритов боевого отделения, что впоследствии конструкторам очень пригодилось. Да и в целом, с точки зрения эргономики, Pz Kpfw III можно смело считать образцом для подражания. Таких условий для работы экипажа, какие были созданы на нем, не имел ни один советский, английский или американский танк того времени.

Танк Pz III Ausf E. Франция, май 1940 года. К началу наступления на Западе в мае 1940 года немецкие бронетанковые войска располагали 348 (по другим данным — 381) танками этого типа. Входе боевых действий немецкие потери составили 135 танков Pz III (около трети от первоначального количества).

Двенадцать танков второй опытной партии Ausf В имели уже совершенно другую ходовую часть с восемью парами опорных катков малого диаметра, напоминавшую ходовую танка Pz IV. На следующих 15 экспериментальных машинах Ausf С ходовая часть осталась без изменений, зато заметно улучшилась подвеска. Все прочие характеристики на упомянутых модификациях в принципе были одинаковыми, чего нельзя сказать о машинах версии D (30 единиц), лобовая и бортовая броня которых была увеличена до 30 мм, а масса достигла 19,5 т. Удельное давление на грунт возросло с 0,77 до 0,96 кг/см2, что, естественно, негативно отразилось на проходимости.

Наконец, в 1938 году на заводах сразу трех фирм — «Daimler-Benz», «Henschel» и MAN — началось производство первой массовой модификации Pz III Ausf Е. 96 танков этого варианта получили новую ходовую часть, которая в дальнейшем уже не подвергалась существенным изменениям и по которой «тройку» всегда безошибочно можно отличить от «старшего брата» Pz IV.

Готовясь к высадке на Британских островах, немцы создали на основе Pz III еще одну интересную машину — «Tauchpanzer» (дословно — «танкподводного хода»), которая фактически npedcmaauLia собой танк с оборудованием для подводного вождения.

Испытание огнем сражений Второй мировой позволило быстро выявить слабые и сильные стороны «тройки». Чтобы устранить имевшиеся недостатки, а в дальнейшем поддерживать танк на уровне, соответствующем постоянно возраставшим требованиям поля боя, конструкторам пришлось внести в конструкцию машины массу изменений и создать 7 новых модификаций (F, G, Н, J, L, М и N). Если говорить кратко, то развитие конструкции танка шло одновременно по двум основным направлениям — повышение огневой мощи и усиление бронезащиты.

Германский танк Pz III на окраине советской деревни. Зима 1941—1942 годов. К концу 1941 года немцы потеряли на Восточном фронте 660 «троек».

Что касается первого, то все танки Pz III в зависимости от вооружения можно разделить на три группы — с 37-мм пушкой, 50-мм и 75-мм. На танках первых пяти версий устанавливалось 37-мм орудие. Но уже после польской кампании часть танков модификации F (100 из 435 выпущенных с октября 1939 по июль 1940 года), а также большая часть машин модификации G (всего с апреля 1940 по февраль 1941 года построено 600 машин) были оснащены 50-мм пушкой KwK 38 с длиной ствола 42 калибра. Одновременно началось перевооружение новой артсистемой ранее выпущенных танков версий Е и F. Эта же пушка стояла на машинах модификации Н (308 танков), запущенной в производство в октябре 1940 года и получившей боевое крещение в ходе операции «Барбаросса». В столкновениях с советскими Т-34 и КВ-2 проявилась неспособность короткоствольной 50-мм пушки эффективно бороться со средними и тяжелыми танками противника на средних и дальних дистанциях, поэтому начиная с декабря на Pz III Ausf J (с марта 1941 по июль 1942 года было выпущено 2616 единиц), а затем на все танки модификаций L (с июня по декабрь 1942 года изготовлено 653 маши ны) и М (250 — с октября 1942 по февраль 1943 года) стала устанавливаться новая 50-мм пушка KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Ею же были позднее перевооружены и ранее выпущенные машины. Ну и наконец 700 танков последней модификации N (они строились с июня 1942 по август 1943 года) появились на свет с 75-мм пушкой KwK 37 L/24, которой вооружались танки Pz Kpfw IV версий A-F1. На этом резервы конструкции в плане повышения огневой мощи были исчерпаны, и выпуск танков Pz III прекратился, а высвободившиеся мощности были задействованы для производства созданной на базе этого танка очень удачной самоходки StuG III.

Что касается бронезащиты, то на последних модификациях (Ausf L, М и N) толщина брони достигла весьма внушительных значений. Бронирование машин предыдущих серий усиливалось путем навешивания дополнительных экранов толщиной до 20 мм. Правда, за это пришлось заплатить значительным утяжелением боевой машины, повлекшим за собой ухудшение и без того неудовлетворительной проходимости.

Германская пехота продвигается по русскому полю, прикрываясь броней танка Pz III. Восточный фронт, лето 1941 года. В июне 1941 года во вторжении на территорию Советского Союза принимало участие 956 «троек».

Всего же в период с 1936 по 1943 год фирмами «Daimler-Benz», «Henschel», MAN, «Alkett», «Krupp», FAMO, «Wfegmann», MNH и MIAG было выпушено около 6000 Pz III различных модификаций. Дополнительно было выпущено 435 командирских машин пяти типов, 262 машины управления артиллерийским огнем, 100 огнеметных танков. Кроме того, были выпущены небольшие партии БРЭМ, инженерных машин и машин-подвозчиков боеприпасов.

Боевое крещение танки Pz III приняли в сентябре 1939 года в Польше, где в полной мере продемонстрировали свое превосходство над легкими танками противника. К началу наступления на Западе в мае 1940 года танки этого типа стали костяком танковых дивизий вермахта и их главной наряду с Pz Kpfw IV ударной силой.

Pz III Ausf J разгружается с железнодорожной платформы. Южный сектор Восточного фронта, лето 1942 года. В это время Panzer III стал основным танком Panzerwaffe — его доля от общего числа машин, задействованных на ранних этапах операции «Barbarossa», превышала одну треть.

«Тройке» суждено было стать одним из конкретных воплощений агрессивной военной доктрины нацистской Германии, символом блицкрига и, по существу, первой по-настоящему боевой машиной панцерваффе, ею он и оставался вплоть до начала 1943 года.

Столкнувшись после нападения на Советский Союз с действительно грозным противником, танк Pz III начал постепенно терять свое реноме, пока к 1943 году, даже несмотря на постоянную модернизацию, окончательно не устарел и не утратил свою боевую эффективность. В октябре этого года лишь 5 танковых дивизий на Восточном фронте имели в своем составе одну или более танковую роту, оснащенную Pz Kpfw III. Еще через год на передовой на Востоке в строю осталось всего 79 таких машин. Лишь в таких государствах, как Норвегия или Голландия, «тройки» смогли дожить до последних дней войны.

Где бы ни применялись танки Pz III — от снегов Заполярья до африканских пустынь, — везде они пользовались любовью немецких танкистов за надежность, комфорт (относительный, конечно), отличные средства связи, наблюдения и прицеливания. Не случайно трофейные Pz III в Красной Армии стали излюбленными командирскими машинами. Впрочем, они, как и другие немецкие танки, с успехом использовались советскими танкистами и по прямому боевому назначению, что также служит косвенным подтверждением их достаточно высоких боевых качеств.

На фото танк Pz III Ausf A

На фото танк Pz III Ausf C

На фото танк Pz III Ausf D

На фото танк Pz III Ausf E

На фото танк Pz III Ausf G

Тактико-технические характеристики  танка  Pz III Ausf E
Экипаж5 человек
Масса19,5 т
ВооружениеKwK 30 L46,5, 3 х 7,92-мм пулемета MG 34
Боекомплект131 выстрелов, 4500 патронов
Двигатель«Maybach» HL 120TR, карбюраторный, мощность 300 л. с.
Скорость по шоссе40 км/ч
Запас хода по шоссенет данных
Удельное давление на грунтнет данных
Глубина брода0,8 м

ЕЩЕ СТАТЬИ

Категория: Танки | Добавил: garanchuk (06.11.2010) Просмотров: 11283 | Рейтинг: 4.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оружие россии | Бронетехника | ПВО | артиллерия | Танки
Хостинг от uCoz Copyright Vooruzenie © 2016
При использовании материалов обязательно наличие активной ссылки Оружие