Легкий танк Pz Kpfw II - Танки - Бронетехника - Современное оружие россии и мира
Оружие Бронетехника ПВО Артиллерия Каталог
Бронетехника
Танки
БМП
БТР
БРМ
ПВО
ЗРК
ПЗРК
Радиолокационные станции
Артиллерия
Самоходная артиллерия
Реактивная артиллерия
Самолеты

Главная » Бронетехника » Танки » Легкий танк Pz Kpfw II

Легкий танк Pz Kpfw II

Еще в начале производства первого серийного танка вермахта Pz Kpfw I многим специалистам, а в первую очередь Хайнцу Гудериану, было ясно, что не только для создания полноценных бронетанковых войск, но и даже для временного их оснащения танков с чисто пулеметным вооружением явно недостаточно. Поэтому уже в конце 1934 года Управлением вооружения сухопутных войск Германии были сформулированы тактико-технические требования на танк массой до 10 т, вооруженный 20-мм пушкой, который так же, как и его предшественник, рассматривался как временный вариант и предназначался, в первую очередь, для подготовки личного состава панцерваффе.

Парадная колонна танков Pz II проходит по улицам Берлина. Временный учебный танк Pz II должен был состоять на вооружении немецких танковых дивизий, пока не будет налажен выпуск основных боевых машин - Pz III и Pz IV.

Прототипы нового танка, по соображениям секретности получившего обозначение LaS 100 (Landwirt-schaftlicher Schlepper — «сельскохозяйственный тягач»), на конкурсных началах разрабатывались компаниями «Krupp», «Henschel» (только шасси), «Daimler-Benz» и MAN (только шасси). Весной 1935 года свой прототип LKA 2 комиссии представила фирма «Krupp». Он представлял собой увеличенную копию прототипа LKA 1, ставшего основой для создания танка Pz Kpfw I, с минимальным числом конструктивных доработок и новым вооружением. Однако этот и остальные предложенные проекты в полной мере заказчика не устроили, и в результате в производство была передана комбинированная машина с шасси от фирмы MAN и корпусом от «Daimler-Benz». Подрядчиками по серийному выпуску должны были стать фирмы MAN, «Daimler-Benz», FAMO, «Wfegmann» и Ml AG.

Один из малосерийных танков Pz II Ausf В на испытаниях в г. Эмдене. Осень 1940 года.

В конце 1935 года первые 10 танков LaS 100 (позже их переименовали в Pz Kpfw II Ausf A I) были построены на заводе MAN. Они оснащались карбюраторными двигателями «Maybach» мощностью 130 л. с. Скорость движения по шоссе достигала 40 км/ч, а запас хода составлял 210 км. Толщина брони колебалась в пределах от 5 до 14,5 мм и могла обеспечить экипажу из трех человек защиту лишь от огня стрелкового оружия. Вооружение нового танка состояло из 20-мм пушки KwK 30 и спаренного с нею пулемета калибра 7,92 мм. Танки модификации Ausf А I, так же как и появившиеся вскоре танки вариантов Ausf А 2, А 3 и В (всего до марта 1937 года было построено 100 единиц), являлись, по сути, опытными образцами, которые поступили в вермахт для всесторонних испытаний, но из-за нехватки бронетехники остались в строю до середины 1941 года. Их подвеска, по большому счету, представляла собой несколько модифицированную подвеску танка Pz Kpfw I и состояла из трех пар опорных катков малого диаметра, соединенных внешней балкой. В целом первые варианты танка Pz Kpfw II были очень похожими и отличались лишь незначительными деталями.

Легкий танк Pz II Ausf А 7-й танковой дивизии. Франция, май 1940 года. Несмотря на все свои недостатки, танки Pz II составляли основу бронетанковых войск Германии в начальный период Второй мировой войны.

Полномасштабные испытания всех этих танков в войсках выявили целый ряд существенных недостатков в конструкции ходовой части, поэтому в целях их устранения в 1937 году был разработан совершенно новый тип шасси. Впервые его применили на 200 машинах модификации Ausf С. Ходовая часть теперь состояла из пяти подвешенных на полуэллиптических рессорах опорных катков среднего диаметра. Новая конструкция ходовой части заметно повысила плавность хода при движении по пересеченной местности, а также скорость по шоссе и оставалась неизменном во всех последующих модификациях, за исключением стоящих несколько особняком вариантов D, Е и L.

Pz II Ausf В переезжает no понтонному мосту через реку Маас. Май 1940 года. На 1 мая 1940 года накануне наступления на Западном фронте, в танковых частях вермахта имелось 935 Pz II, что составляло около 60 % матчасти Panzerwaffe.

В 1937 году на заводе фирмы «Henschel» в Касселе началось серийное производство наиболее массовых модификаций танка Pz Kpfw II — Ausf А, В и С, которые представляли собой несколько модернизированные версии варианта Ausf С с более мощным 140-сильным двигателем и отличались друг от друга совсем незначительно. Месячный выпуск составлял 20 машин. В марте 1938 года производство было перенесено на завод «Alkett» в Берлине, а объем месячного выпуска вырос до 30 машин. Всего же до апреля 1940 года было построено 1088 танков этих модификаций.

Танк Pz II Ausf F прибыл в Северную Африку. В 1941 году в составе 5-й легкой дивизии Африканского корпуса Роммеля воевало 45 Pz II. Во время сражения под Элъ-Аламейном в октябре 1942 года немцы все еще располагали 31 танком подобного типа.

С мая 1938 по август 1939 года фирмами «Daimler-Benz» и MAN для оснащения танковых батальонов легких дивизий было выпущено 143 так называемых «скоростных танка» (Schnellkampfwagen) модификаций D и Е, отличавшихся от предыдущих ходовой частью типа Кристи, состоящей из четырех опорных катков большого диаметра, и перекомпонованным корпусом, толщина броневых листов которого возросла до 30 мм.

Хоть, как уже говорилось, танки Pz II предназначались в первую очередь для учебных целей, острая нехватка более мощных машин вынудила командование вермахта принять 27 ноября 1939 года решение о выпуске новой, модифицированной серии танков Pz Kpfw II Ausf F. Танки этой серии получили корпус новой конструкции с усиленной бронезашитой (толщина лобовой брони достигала 30 мм), а часть из них — и новую 20-мм танковую пушку KwK 38. Производство машин Pz Kpfw II Ausf F разворачивалось очень медленно. В 1940 году удалось выпустить только 9 экземпляров, в следующем году — 233 машины, а в 1942 году заводские цеха покинул еще 291 танк этой модификации. Несколько особняком в семействе машин Pz Kpfw II стоит модификация L с собственным названием «Luchs» («Рысь»). Новый тип танка был заказан еще в 1939 году, но прототип был готов лишь в апреле 1942 года. Всего в 1943 году было построено 133 образца «Luchs», отличавшихся от прежних серий танков новой башней многогранной формы, ходовой частью с шахматным расположением опорных катков и широкими гусеницами, что обеспечило хорошую проходимость. В целом «Luchs» оказался удачной быстроходной разведывательной машиной, но из-за слабого вооружения его боевые возможности были весьма ограниченными.

Танк Pz II Ausf В в первые дни операции «Барбаросса». На крыше моторного отсека установлен трехствольный гранатомет, танк тянет в качестве прицепа бочку с горючим. Июнь 1941 года.

Боевое крещение Pz II приняли на полях сражений гражданской войны в Испании в составе легиона «Condor». Там у них, так же как и у Pz I, при встречах с имевшимися у республиканцев советскими танками Т-26 и БТ-5 из-за очевидной слабости вооружения и бронирования шансов на успех практически не было, разве что в бою на близких дистанциях. А радикальное усиление вооружения опять же, как и у Pz I, было невозможно из- за малых размеров башни. Оставался единственный путь хоть как-то повысить боевые качества Pz II — усилить бронезащиту, что и было сделано путем навешивания на лобовые части башни и корпуса дополнительных бронелистов толщиной до 20 мм. Все эти доработки проводились в ходе ремонта, поэтому присутствовали не на всех танках.

К началу Второй мировой войны легкие танки Pz II наряду с Pz I были самыми массовыми — из общего танкового парка вермахта, насчитывавшего немногим более 3000 машин, 1223 составляли Pz II. Их броня без труда пробивалась снарядами 37-мм противотанковых и 75-мм полевых пушек польской армии, поэтому в боях «двойкам» пришлось очень и очень нелегко.

Подбитый Pz II Ausf С из состава танковой группы Гудериана. Август 1941 года. К концу 1941 года на Восточном фронте немцы потеряли более 400 Pz II.

К маю 1940 года, накануне наступления на Западе, в танковых и легких дивизиях вермахта насчитывалось только 955 боеготовых танков Pz II, что составляло около 40 процентов материальной части всех германских бронетанковых войск. Несмотря на то что во время французской кампании танковые бои носили эпизодический характер, потери среди легких танков были весьма существенны и составили 240 машин типа Pz II.

22 июня 1941 года вермахт выставил против Красной Армии 746 Pz II различных модификаций. Они могли вести на равных бой с советскими легкими танками Т-37, Т-38 и Т-40, с Т-26 и БТ-7 могли тягаться только на очень близких дистанциях, а против Т-34 и КВ-2 были просто беспомощны. Но главное — ожесточенность и упорство боев на Восточном фронте не могли сравниться ни с чем, испытанным вермахтом прежде. Поэтому нет ничего удивительного в том, что до конца 1941 года на Востоке было потеряно более 400 Pz II. В дальнейшем, вплоть до 1943 года, Pz II применялись на передовой лишь эпизодически, да и то главным образом в качестве разведывательных машин, а основной их задачей стала борьба против партизан.

Кроме вермахта, танки Pz II состояли на вооружении армий стран — союзниц Германии — словацкой, румынской, венгерской и болгарской.

База танка Pz II послужила основой для создания целого ряда различных самоходных артиллерийских установок, таких как «Marder» II, «Wespe» и «Bison», а также саперных, мостовых и огнеметных танков.

Немного о конструкции

1. В кормовом отделении танка устанавливался двигатель. Начиная с предсерийной модели Pz II Ausf В на «двойку» стали устанавливать новый более мощный двигатель «Maybach» HL 62TRM (140 л. е.), увеличивший общую массу машины до 7,9 т.

2. Корпус, как и башня танка, изготавливался сваркой. Однако углы наклона бронеплит оказались далеки от оптимальных, что отрицательно сказалось на бронезашищенности машины.

3. Начиная с машин серии «С» (последний предсерийный вариант), немецкие инженеры внесли кардинальные изменения в конструкцию танка Pz Kpfw II. Перепроектирована была ходовая часть, представлявшая теперь комбинацию из пяти независимых опорных катков сравнительно большого диаметра, подвешенных на четверть-эллиптических рессорах, и четырех поддерживающих колес.

4. На некоторых моделях танка на башне вместо стандартного двухстворчатого люка устанавливали небольшую башенку.

5. Спаренный с пушкой пулемет MG 34 калибра 7,92 мм, естественно, не мог сколь-нибудь значительно увеличить эффективность вооружения боевой машины.

6. Радикальное усиление вооружения Pz Kpfw II (так же как и Pz Kpfw I) было невозможным из-за малых размеров башни.

7. Установка 20-мм пушки KwK 30 L55 (на части танков — KwK 38) лишь незначительно увеличила огневую мошь Pz Kpfw II по сравнению с Pz Kpfw I. «Двойку»по традиции в вермахте продолжали считать «пулеметным танком», пушка была автоматической и стреляла очередями.

8. На танках модели «С» имелась улучшенная зашита водителя: в смотровых приборах были установлены бронированные стекла толщиной 50 мм, закрываемые броневой заглушкой.

9. Подставка для укладки антенны. Каждый немецкий танк был оснашен коротковолновой радиостанцией, позволявшей оперативно управлять подразделением в динамично развивающейся боевой обстановке.

10. Такие меры, как закрепление на лобовой броне запасных катков и траков лишь ненамного усиливали бронезащиту танка.

11. Зимой 1939-1940 годов в заводских условиях танки Pz II А, В и С оснащались дополнительными бронеплитами толщиной 20 мм (в основном устанавливались в лобовой части корпуса). Видоизменился и сам корпус, вернее его фронтальная часть, приобретя более угловатую конфигурацию.

Тактико-технические характеристики танка Pz Kpfw II Ausf A
Экипаж3 человека
Масса8,9 т
Вооружение20-мм автоматическая пушка KwK 30 L55, пушка KwK 30 L55 пушка KwK 38 L55
Боекомплект180 выстрелов, 2250 патронов
Двигатель«Maybach» HL38TR , карбюраторный, мощность 140 л. с.
Скорость по шоссе40 км/ч
Запас хода по шоссе200 км
Удельное давление на грунт0,75 кг/см2
Глубина брода1,4 м

ЕЩЕ СТАТЬИ

Категория: Танки | Добавил: garanchuk (06.11.2010) Просмотров: 8533 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оружие россии | Бронетехника | ПВО | артиллерия | Танки
Хостинг от uCoz Copyright Vooruzenie © 2016
При использовании материалов обязательно наличие активной ссылки Оружие