Легкий танк Pz Kpfw I - Танки - Бронетехника - Современное оружие россии и мира
Оружие Бронетехника ПВО Артиллерия Каталог
Бронетехника
Танки
БМП
БТР
БРМ
ПВО
ЗРК
ПЗРК
Радиолокационные станции
Артиллерия
Самоходная артиллерия
Реактивная артиллерия
Самолеты

Главная » Бронетехника » Танки » Легкий танк Pz Kpfw I

Легкий танк Pz Kpfw I

Производство опытных образцов танка, получившего обозначение I LaS «Krupp», было поручено фирме «Henschel», и летом 1933 года пять первых машин прошли испытания на Куммерсдорфском полигоне, в ходе которых выявилась низкая надежность конструкции в целом, а особенно трансмиссии и ходовой части. В результате их пришлось серьезно доработать. Первые 15 серийных танков были готовы к концу апреля 1934 года. Причем собраны они были на заводах пяти фирм: «Henschel», «Daimler-Benz», «Rheinmetall-Borsig», MAN и «Krupp». Целью такого, казалось бы, нелогичного распыления производства было желание подготовить персонал и оборудование этих заводов для будущего массового производства танков и приобрести опыт, необходимый для создания впоследствии новых боевых машин.

Pz I А в камуфляжной окраске рейх-сверовского (не вермахтовского) образца. Первые шаги по созданию немецких бронетанковых войск были сделаны еще до прихода к власти национал-социалистов.

В 1933 году, после прихода к власти Гитлера и его отказа соблюдать условия Версальского договора, о формировании танковых частей было заявлено уже официально. Вскоре танк I LaS «Krupp» сменил название на Pz Kpfw I (или сокращенно — Pz I) Ausf А. Одновременно была принята и единая система обозначений для всех подвижных средств вермахта.

Танки Pz I А и их экипажи, построенные в шеренги, во время учений в 1934 году. На машины нанесены необычные опознавательные знаки: символы игральных карт (на задних щитках) и белые круги.

Танк Pz Kpfw I имел две основные модификации: Ausf А и Ausf В, отличавшиеся в основном подвеской и двигателями. Танки Ausf А выпускались с июля 1934 по июнь 1936 года (изготовлено 477 единиц), тогда как Ausf В — с августа 1935 по июнь 1937 года (построено 1016 машин). И те, и другие производились на заводах концернов «Henschel», «Daimler- Benz», «Rheinmetall-Borsig», MAN и «Krupp». Буквально сразу же после принятия на вооружение танка модификации Ausf А выявилась его недостаточная энерговооруженность, мощности 57-сильного двигателя для машины весом более 5 т было недостаточно, он быстро перегревался и выходил из строя. Поэтому модернизированная модель Ausf В получила двигатель «Maybach» мощностью 100л. с. Ходовую часть также видоизменили, была добавлена еще одна пара опорных катков, а направляющее колесо для улучшения маневренности было поднято с фунта, из-за чего длина машин Ausf В увеличилась на 400 мм. Пулеметы MG 13 был и заменены новыми MG 34, что, конечно же, не могло существенно повлиять на огневую мощь танка.

Танки Ausf А на учениях в Германии. Впервые танк Panzerkampfwagen I Ausf А был продемонстрирован летом 1935 года во время учений окаю Мюнстера.

В последующем делались попытки создать новые конструкции в развитии линии Pz Kpfw I, но дальше выпуска пробной партии из 46 танков модификации Ausf С (они вооружались 20-мм пушкой, и на них впервые была применена ходовая часть, состоявшая из установленных в шахматном порядке опорных катков) и прототипа Ausf D дело не пошло.

Типичный пример пропагандистского фото — танк Pz Kpfw I Ausf А сокрушает все преграды на своем пути. К середине октября 1935 года Германия уже обладала тремя танковыми дивизиями, 95 % материшьной части этих соединений были укомплектованы танками Pz I.

Наконец, в 1939 году появился новый вариант Pz Kpfw I Ausf F, предназначенный для поддержки пехоты в качестве хорошо бронированной пулеметной установки или командирской машины. Вооружение состояло все из тех же двух 7,92-мм пулеметов. Основной отличительной чертой этого танка было мощное бронирование, толщина которого достигала 80 мм (на всех основных броневых поверхностях, включая и корму!). Ходовую часть производила фирма «Krauss-Maffei», а корпус и башню — фирма «Daimler-Benz». Однако двигатель мощностью 150л. с. смог обеспечить максимальную скорость машины, вес которой возрос до уровня среднего танка и составлял 21 т, не более 25 км/ч. И хотя для танка непосредственной поддержки пехоты больше и не требовалось, после выпуска 30 таких машин, заказ аннулировали.

Местное население восторженно приветствует немецкие войска, вступившие в Судетскую область. На фотографии запечатлена командирская машина Panzerbefehlswagen I Ausf В.

Шасси танка Pz Kpfw I Ausf В послужило базой для создания первых самоходных орудий вермахта: противотанковых САУ PzJag I и САУ поддержки пехоты sIG 33. Кроме того, на базе Pz Kpfw I выпускались командирские, зенитные, инженерные и огнеметные танки, а также ряд других машин специального назначения.

Pz I Ausf B в Чехии. Март 1939 года К началу Второй мировой войны бьио ясно, что Pz 1 морально и технически устарел и не может выступать в роли основного боевого танка. Тем не менее, его доля в Panzerwaffe составляю почти 50 %.

Хоть Pz Kpfw I создавался в первую очередь как тренировочная машина для подготовки кадров, и изначально использовать его в боевых действиях не предполагалось, танку пришлось воевать на полях сражений вплоть до 1942 года. Это был дешевый, быстрый и маневренный танк, но его бронезащита и вооружение оставляли желать лучшего. В первую очередь, Pz Kpfw I стал настоящим пропагандистским оружием Национал-социалистической немецкой рабочей партии, этаким «шоу-танком» Третьего рейха, участвуя практически во всех проводимых ею мероприятиях: от военных парадов до праздников любого уровня.

В первых эшелонах наступающих 1 сентября 1939 года на Польшу немецких войск находились мобильные соединения, в их составе действовало 1445 танков Pz I.

Боевое крещение танки Pz Kpfw I получили в 1936 году во время гражданской войны в Испании, где около 100 машин модификаций Ausf А и Ausf В применялись националистами генерала Франко, а также в составе добровольческого легиона «Кондор». Боевые действия наглядно продемонстрировали, что танки Pz Kpfw I по всем статьям уступают советским Т-26 и БТ-5, которые использовали республиканцы и воевавшие на их стороне интернационалисты. Тонкая броня могла защитить экипаж только от огня стрелкового оружия, а спаренные пулеметы годились лишь для борьбы с живой силой противника.

Pz I А из состава частей Африканского корпуса около Эль-Агейлы. Апрель 1941 года. Плохая обзорность и слабость чисто пулеметного вооружения cнuжaли боевые качества танков Pz Kpfw I всех модификаций.

Pz Kpfw I стал основным танком вермахта во время польской кампании (в строю тогда насчитывалось 1445 таких машин — примерно половина от всего танкового парка), входе которой он понес серьезные потери. В результате по состоянию на 1 мая 1940 года, накануне начала немецкого наступления на Западе, в танковых и легких дивизиях вермахта имелось лишь 523 боеготовых танка Pz Kpfw I, а 22 июня 1941 года вермахт сумел выставить против СССР только 410 машин этого типа. До конца года большинство из них было потеряно, а в начале 1942 года уцелевшие были выведены из состава действующих танковых частей и либо переделаны в подвозчики боеприпасов, либо переданы в полицейские и антипартизанские подразделения. Некоторое число танков без надстроек использовалось различными полувоенными нацистскими организациями в учебных целях, а 511 башен с Pz Kpfw I были использованы при постройке укреплений оборонительных линий «Атлантический вал», «Померанская стена» и у города Кестрин. Хоть Pz Kpfw I и не смог проявить себя как боевой танк в полном смысле этого слова, из него получилась отличная машина д ля подготовки танкистов, и в этом качестве он прослужил вплоть до окончания войны. Многие ставшие впоследствии знаменитыми немецкие танкисты-асы приняли боевое крещение именно на этом танке.

На фото танк Pz Kpfw I Ausf B.

Немного о строении

1. Моторное отделение находилось в кормовой части танка. На танках серии «А» в качестве силового агрегата применялся 4-цилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения «Krupp» М305 (с карбюратором «Solex» 40JEP) мощностью 57 л. с. при 2500 об/мин. Рабочий объем — 3460 см. На танке Pz I В стоял более мощный 6-цилиндровый двигатель водяного охлаждения «Maybach» HL 38TR с новой коробкой передач ZF Aphon FG31 и карбюратором «Solex» 40JEPII. Мощность двигателя возросла до 100 л. с. Рабочий объем составлял 3791 см3.

2. Командир танка, выполнявший, помимо своих обязанностей, функции стрелка, располагался в башне. Сварная башня была смешена к правому борту машины и приводилась в движение вручную поворотным механизмом. Сиденье командира при повороте вращалось вместе с башней.

3. За трансмиссионным отделением размещались отсек управления и боевое отделение (механик-водитель находился слева).

4. Танки Pz I первых серий были вооружены двумя пулеметами «Dreise» MG 13 калибром 7,92 мм, установленными в башне.

5. В дальнейшем Pz I В оснашались более современными пулеметами «Rheinmetall- Borsig» MG 34 того же калибра.

6. Стрелок вел огонь «по-македонски»: правой рукой из правого пулемета, а левой — из левого.

7. Экипаж мог вести наблюдение через три бортовые смотровые щели и четыре небольших люка в башне, закрытых бронированными крышками.

8. Все без исключения танки Pz Kpfw I оснащались радиостанцией, и это было большим плюсом немецкой бронетехники, позволявшим существенно повысить эффективность ее использования. В танках серии «А» устанавливалась радиостанция FuG 2, в серии «В» — модернизированные FuG 5.

9. Компоновка танка Pz I стала шаблоном для немецкого танкостроения — трансмиссионное отделение и ведущие колеса располагались в носовой части корпуса.

10. Корпус танка выполнялся полностью сварными, и это было достаточно передовое решение для своего времени. Корпус танка изготавливался из стальных хромоникелевых листов.

11. Трансмиссионная система машин обеих модификаций состояла из двухдискового фрикциона сухого сцепления, коробки передач, поворотного механизма, бортовых фрикционов и тормозных систем.

Тактико-технические характеристики танка Pz Kpfw I Ausf B
Экипаж 2 человека
Масса5,9 т
Вооружение2 х 7,92-мм пулемета MG 13......2 х 7,92-мм пулемета MG 34 (позже MG 34)
Боекомплект2250 патронов
Двигатель «Maybach» HL38TR , карбюраторный, мощность 100 л. с.
Силовая установка12-цилиндровый дизельный двигатель «Континентал» AVDS-1790-2A с турбонаддувом и жидкостным охлаждением мощностью 560 кВт (750 л.с.)
Скорость по шоссе40 км/ч
Запас хода по шоссе175 км
Удельное давление на грунт0,42 кг/см2
Глубина брода0,6 м

ЕЩЕ СТАТЬИ

Категория: Танки | Добавил: garanchuk (06.11.2010) Просмотров: 8750 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оружие россии | Бронетехника | ПВО | артиллерия | Танки
Хостинг от uCoz Copyright Vooruzenie © 2016
При использовании материалов обязательно наличие активной ссылки Оружие