Опытный танк Т-12 - Танки - Бронетехника - Современное оружие россии и мира
Оружие Бронетехника ПВО Артиллерия Каталог
Бронетехника
Танки
БМП
БТР
БРМ
ПВО
ЗРК
ПЗРК
Радиолокационные станции
Артиллерия
Самоходная артиллерия
Реактивная артиллерия
Самолеты

Главная » Бронетехника » Танки » Опытный танк Т-12

Опытный танк Т-12


В 1927 г. по инициативе С.П.Шукалова в системе ГУВП на базе Технического бюро в Москве было создано Главное конструкторское бюро Орудийно-Арсенального треста (ГКБ ОАТ), в состав которого первоначально вошло 10 человек. В ноябре 1927 г. по распоряжению Наркома военно-морских дел. (ВМД) ГКБ ОАТ было выдано техническое задание на проектирование маневренного танка. Проект машины разрабатывался под руководством начальника ГКБ С.П.Шукалова. Ведущими инженерами танка были назначены В.И.Заславский и Б.А.Андрыхевич.

При проектировании машины был учтен опыт работ над легким танком Т-18 (МС-1). Изготовление опытного образца машины, получившего обозначение Т-12, «с железным корпусом» было поручено Государственному Харьковскому паровозостроительному заводу им.Коминтерна (ХПЗ). Соответствующий договор (опытный заказ №146/оп) между ХПЗ и 7-й секцией Арткома 5-го отдела АУ РККА, отвечавшего в то время за танкостроение, был заключен 18 сентября 1928 г. Для организации производства машины на заводе был привлечен коллектив технической тракторной конторы под руководством Е.Т.Воронкова.

В составе конторы по танку Т-12 было организовано специальное бюро под руководством И.Н.Алексенко, в состав которого вошли: инженер-конструктор Е.Т.Дикалов, инженеры А.А.Морозов, А.А.Алферов, И.В.Дудка и еще три человека, в числе которых были чертежник и копировщик. От производства за изготовление опытного образца машины отвечал помощник начальника тракторного цеха С.Н.Махонин. На момент заключения договора полный комплект чертежей на машину еще не был готов (чертежи по машине были отработаны только в октябре 1929 г.), поэтому было принято решение вести производство параллельно с изготовлением чертежей.

Основные рабочие чертежи по танку Т-12 поступили на завод только в феврале-мае 1929 г., после чего ХПЗ приступил к изготовлению опытного образца, который должен был быть готов к 12-й годовщине Октября. Во время разработки опытного образца танка Т-12, к середине 1929 г., Штабом РККА под руководством В.К.Триандофилова и Н.М.Роговского была разработана «Система танко- тракторо- автоброневооружения РККА», которая после рассмотрения на совещании представителей Штаба РККА, Инспекций, АУ, УС РККА, Начальника снабжений, МПУ ВСНХ была одобрена и принята на заседании РВС СССР 18 июля 1929 г. «Система...» затрагивала совсем новый для РККА вопрос о создании самостоятельных механизированных соединений и предъявляла определенные требования к образцам боевых машин, которые должны были войти в состав данных соединений. Но, сформулировав требования к боевой технике, определив в основном необходимый типаж боевых машин, она не содержала никаких данных о сроках и порядке ее реализации.

Это была задача, которую необходимо было решать в самые короткие сроки, так как успешное выполнение первых лет пятилетки создавало индустриальную базу для реализации «Системы...». Типаж боевых и вспомогательных машин был в значительной мере определен на основании весьма обстоятельного изучения опыта иностранных армий применительно к нашим специфическим условиям. «Системой...» предусматривалось иметь на вооружении РККА танкетку, малый, средний и большой танки. Правда, последний был принят в значительной мере условно.

При этом разработчики столкнулись с некоторыми вопросами, требующими определенных решений, которые могли быть реализованы только при наличии организованного опытного производства боевых машин, которое в тот момент являлось сложнейшей задачей в виду отсутствия достаточного количества грамотных специалистов. Согласно данным требованиям, масса среднего танка, предназначенного для прорыва укрепленной полосы в условиях как маневренной, так и позиционной войны, не должна была превышать 15-16 т, при броне, обеспечивавшей защиту экипажа от 37-мм снарядов с начальной скоростью 700 м/с на дальности 750 м.

Танк должен был быть вооружен 45-мм пушкой и тремя пулеметами с боекомплектом 100 выстрелов и 5000 патронов, иметь максимальную скорость 25-30 км/ч, запас хода 200 км и экипаж 4-5 человек. Ограничение массы машины в 16 т было связано с грузоподъемностью железнодорожных платформ, предназначенных для перевозки техники и грузоподъемностью железнодорожных мостов на стратегических направлениях. Железнодорожные платформы имели грузоподъемность 16 т, а соответствующие мосты — 8 т, допускавшие 100% перегрузку — 16 т.

Находившийся в процессе разработки и подготовки к производству опытный образец маневренного танка Т-12 по своим техническим характеристикам (масса 16,5 т, скорость 25 км/ч, двигатель мощностью 200 л.с., вооружение — 45-мм танковая пушка и 3 пулемета) не мог ни в малейшей степени удовлетворять требованиям новой «Системы...», предъявляемым к среднему танку. К тому же, на этот период времени он не имел никакой окончательно отработанной чертежной документации. Анализ существующих конструкций отечественных танков показал, что они были более сложными, чем выполненные с опытом массового производства и более технологичные танкетки «Карден-Лойд», легкий колесно-гусеничный танк конструкции Кристи и 6-тонный танк «Виккерс». В связи с этим обстоятельством, Штаб РККА предполагал использовать иностранную техническую помощь, что давало возможность в более короткие сроки реализовать «Систему...».

С этой целью, в конце декабря 1929 г. для приобретения новых образцов вооружения и получения технической помощи по их производству за границу выехала комиссия военного ведомства и промышленности в составе: Д.Будняка, И.Халепского, В.Бегунова, К.Сиркена и др. Комиссия посетила Германию, Францию и Англию, а И.А.Халепский кроме этого побывал и в Чехословакии. В Англии у фирмы «Виккерс-Армстронг» комиссия закупила 20 танкеток «Карден-Лойд», 15 6-тонных и 15 12-тонных танков, всего на сумму 205000 фунтов стерлингов. Несколько позже, в апреле 1930 г., было получено разрешение английского правительства на вывоз закупленных танков из Англии.

Закупленные за рубежом образцы техники послужили основой для создания отечественных боевых машин. Тем временем работы по постройке танка Т-12 на ХПЗ продолжались. Несмотря на установленные сроки, опытный образец Т-12 был готов только к 15 декабря 1929 г. Сборка машины была задержана из-за выявленных в ходе стендовых испытаний конструктивных недостатков коробки передач, вызывавших ее перегрев даже при малых нагрузках. В январе 1930 г. танк поступил на заводские испытания, которые продолжались до 25 февраля 1930 г. Заводские пробеговые испытания проходили по маршруту: ХПЗ — с. Безлюдовка. В испытаниях принимали участие К.Б.Калиновский, С.П.Шукалов, С.Н.Махонин и И.Н.Алексенко. В ходе проведения заводских испытаний 15 февраля танк был предъявлен к приемке. Компоновочная схема танка отличалась от классической двухъярусным размещением вооружения. В первом ярусе размещались 45-мм танковая пушка системы Соколова и 6,5-мм сдвоенные танковые пулеметы системы Федорова-Иванова обр. 1925 г. (в автономных шаровых установках в переднем и левом бортовом листах башни), однако сама пушка была установлена на танке несколько позже — в июне 1930 г. Второй ярус вооружения представлял собой пулеметную башенку с аналогичной пулеметной установкой, расположенную на крыше основной башни и имевшую независимое от нее вращение.

На выпущенном опытном образце вместо сдвоенных пулеметов системы Федорова-Иванова были установлены 7,62-мм пулеметы системы Кольта. В боекомплект танка входили 98 выстрелов к пушке и 4000 патронов к пулеметам. Экипаж машины состоял из четырех человек. Механик-водитель располагался в отделении управления у правого борта корпуса машины. В башне размещались два члена экипажа: командир танка (он же наводчик) и заряжающий-пулеметчик, в малой башне было оборудовано место пулеметчика. Главная башня имела ручной механизм поворота, для наведения пулеметной башенки на цель использовался спинной упор. Броневая защита корпуса и башни — противопульная. Соединение броневых листов толщиной 12 и 22 мм производилось с помощью заклепок. Изготовленный опытный образец машины был выполнен из конструкционной стали марки 3.

В кормовой части корпуса вдоль продольной оси танка устанавливался авиационный 4-х тактный 8-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-6 («Испано-Сюиза» модель 1917/18 гг.), задросселированный до мощности 200 л.с. (147 кВт) при частоте вращения 1800 об/мин. Первоначально на машину предполагалось установить 6-цилиндровый карбюраторный двигатель фирмы «БМВ» или фирмы «Сидней-Пума». Однако эти двигатели имели достаточно большую длину и не помещались в моторно-трансмиссионном отделении танка. Кроме того, под руководством Л.Б.Беккремана для танка был разработан специальный двигатель Т-12 воздушного охлаждения мощностью 180 л.с. (132,4 кВт). Трансмиссия машины состояла из главного фрикциона, четырехступенчатой реверсивной планетарной коробки передач с наружным зацеплением шестерен, простого дифференциала с ленточными тормозами в качестве механизма поворота и двух простых бортовых редукторов. Конструкция плавающих ленточных тормозов, принцип действия которых в дальнейшем получил широкое распространение, была разработана В.И.Заславским. В приводах управления движением танка использовались сервоустройства. Подвеска танка — блокированная, пружинная, разработанная по типу легкого танка Т-18.

На каждом борту устанавливались: четыре тележки с двумя сдвоенными опорными катками малого диаметра в каждой и четыре поддерживающих катка, которые имели наружную амортизацию; направляющие колеса большого диаметра с механизмами натяжения гусениц; ведущие колеса кормового расположения с зубовым зацеплением с гусеницами. В кормовой части корпуса для обеспечения возможности преодоления широких рвов (до 2,65 м) устанавливался специальный «хвост» длиной 0,7 м. Длина танка с «хвостом» составляла 6,56 м, высота 2,95 м, ширина — 2,81 м. Во время заводских испытаний танк массой 18 г (без вооружения, инструмента и боекомплекта) развил максимальную скорость по шоссе 22 км/ч. Емкость топливных баков 400 л обеспечивала машине запас хода до 80 км при одной заправке. Вместе с тем, были выявлены и существенные недостатки — перегрев двигателя и коробки передач, температура которой достигала 160° С. В марте того же года было принято решение о выпуске первой серии танков в количестве 15 машин, однако АУ РККА не дало согласия на выполнение данного заказа по варианту опытной машины.

ЕЩЕ СТАТЬИ

Категория: Танки | Добавил: garanchuk (05.11.2010) Просмотров: 7236 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оружие россии | Бронетехника | ПВО | артиллерия | Танки
Хостинг от uCoz Copyright Vooruzenie © 2016
При использовании материалов обязательно наличие активной ссылки Оружие