Немецкий основной танк Leopard «Леопард»: разработка - Танки - Бронетехника - Современное оружие россии и мира
Оружие Бронетехника ПВО Артиллерия Каталог
Бронетехника
Танки
БМП
БТР
БРМ
ПВО
ЗРК
ПЗРК
Радиолокационные станции
Артиллерия
Самоходная артиллерия
Реактивная артиллерия
Самолеты

Главная » Бронетехника » Танки » Немецкий основной танк Leopard «Леопард»: разработка

Немецкий основной танк Leopard «Леопард»: разработка


Начало разработки танка «Леопард-1» восходит к ноябрю 1956 г., когда командование Бундесвера сформулировало требования к перспективному танку, предназначенному для замены состоящих на вооружении ФРГ американских М-47 и М-48. М-47 представлял собой переходной тип, неслучайно не менее 8500 из 9100 танков этого типа американцы поставили на экспорт. М-47 считался устаревшим, поэтому Бундесверу требовался новый, с более мощным вооружением и усиленной бронезашитой, танк, способный противостоять самым современным танкам Советской Армии.

В 1957 г. командование Бундесвера выпустило техническое задание на 30-тонный основной боевой танк с удельной мощностью не менее 30 л.с/т, многотопливным двигателем воздушного охлаждения, торсионной или гидропневматической подвеской и бронированием, защищающим от выпущенных в упор 20-мм снарядов. Немцы считали американские танки М-47 и М-48 чрезмерно высокими, поэтому в ТЗ на свою машину Бундесвер ограничил максимальную высоту танка 3150 миллиметрами. Орудие должно было обладать способностью пробивать установленную под углом броню толщиной 150 мм и иметь боеприпасы по крайне мере не хуже, чем современные американские снаряды к танковым пушкам.

Франко-Германский проект

В июне 1957 Германия и Франция подписали соглашение об объединении усилий по созданию перспективного танка, получившегов в ФРГ название «Стандарт Панцер» - единый танк. К разработке привлекались две немецкие и одна французская фирмы, которым предстояло изготовить четыре опытных машины для ФРГ и две -для Франции. В сентябре 1958 г. к программе «Единого танка» присоединилась Италия. Проектирование началось в 1958 г. в ФРГ так называемой «Командой А» (Фирменгруппе А), в которую вошли фирмы Порше, МаК, Лютер энд Юнг, общая координация работ осуществлялась фирмой Порше. С Фирменгруппе А конкурировала Фирменгруппе В - фирмы Руршталь, Рейншталь-HANOMAG и Хеншель, в этой группе общую координацию осуществляла фирма Руршталь. Фирмы Вегманн и Рейнметалл проектировали башню единого танка - общую для обеих танков.


Прототип АII на выставке в Бонне; в маске пушке установлен крупнокалиберный пулемет, оптический дальномер отсутствует, так же как отсутствует ограждение светотехнического обрудования на лобовом бронелимсте. Обратите внимание на выхлопные решетки с вертикальными щелями, характерные для танков первых выпусков.

Первый деревянный макет был готов в 1959 г., а в январе 1961 г. Фирменгруппе А изготовила первые два из четырех запланированных прототипов (один построен на заводе фирме Юнг в Юнгштале, второй - фирмой МаК в Киле). На опытных машинах стояли восьмицилиндровые двигатели Мерседес-Бенц МВ-837А, масса прототипа - 35 т.

Первоначально на танке была установлена 90-мм пушка, но в ходе испытаний в 1961 г. ее заменили английским орудием L7 калибра 105 мм. Фирма Рейнметалл вела работы над созданием собственной танковой 105-мм пушки под новые французские боеприпасы, однако в конечном итоге разработку свернули в пользу английской L7 по причинам как экономического характера, так и упрощения снабжения и обслуживания НАТОвских танков.
Английское орудие было уже отработано, к нему существовала достаточно широкая номенклатура боеприпасов: кумулятивные противотанковые снаряды HEAT (High Explosive Anti-Tank), бронебойные оперенные подкалибер-ные APDS (Armour Piercing Discarding Sabot) и осколочно-фугасные HESH/ HEP (High Explosive Squash Head/High Explosive Anti-Personnel). В 1962 г. для установки на танки было решено закупить 1500 орудий L7A1. Орудие несколько доработали - с целью обеспечения требуемого угла склонения орудия в - 9 град, пришлось срезать на косую заднюю верхнюю часть казенника; после доработки пушка получила обозначение L7A3.


Один из 50 предсерийных танков на испытаниях в Мюнстере. На танках «О-серии» в башнях устанавливались оптические дальномеры, но люк заряжающего все еще имел прямоугольную форму. Тактическая маркировка в виде ромба нанесена на наклонной лобовой бронелист; начиная с танков первой серии, вместо ромба стал изображаться прямоугольник.

Фирменгруппе В затянула с изготовлением прототипов до сентября 1961 г. Причина - слишком высокая степень технического риска. Фирма HANOMAG столкнулась со значительными трудностями при разработке нового двухтактного многотопливного танкового двигателя, не меньшие проблемы возникли с доводкой комбинированной гидропневматической/рессорной подвеской опорных катков. Сравнительные испытания прототипов AI и BI завершились в апреле 1962 г., для дальнейшего развития был выбран танк Фирменгруппе А.

Фирменгруппе В получила заказ на изготовление еще шести опытных танков ВН. однако все понимали, что это - не более, чем утешительный приз; танк оказался чрезмерно сложным. Когда конкурентам заказали 27 опытных танков АН, Фирменгруппе В отказалась от постройки этих шести танков.

Первые прототипы

Изготовление первого прототипа АII («внутреннее» название «Porschetyp 773») началось еще в сентябре 1960 - Фирменгруппе А не сомневалась в победе. Доработки в конструкцию АII по результатам испытания прототипа AI вносились уже в ходе постройки танка; так, на 70 мм была увеличена толщина брони, установлен новый десятицилиндровый двигатель Мерседес-Бенц МВ-838 мощностью 838 л.с, несколько изменена конструкция ходовой части. В результате доработок масса танка возросла до 36,2 т.

Фирмы Вегманн и Рейнметалл построили 432 башни для прототипов АII, эти башни отличались от башен танков АII очертаниями и другим расположением центра тяжести. В башнях изначально ставились пушки L7A3; слева от орудия над спаренным 7,62-мм пулеметом устанавливался пулемет калибра 12,7 мм. который использовался для определения расстояния до цели и уточнения наводки орудия (сначала велась стрельба из пулемета, после фиксирования попадания пуль в мишень производился выстрел из орудия). Пулемет-дальномер являлся альтернативой установливаемому в башне оптическому дальномеру, работавшему на принципе совмещения изображения. Осенью 1962 г. первый АII поступил в 93-й учебный батальон танкового учебного центра Бундесвера в Мюнстере (Panzer-Lehrbataillon 93 - PzBtl. L93 -Kampftruppenschule). Первые стрельбы сразу же показали неээфективность пулемета-дальномера по сравнению с дальномером оптическим - на серийных танках крупнокалиберный пулемет не устанавливался.

Во Франции на заводе Atelier de Construction d'Issy-les-Moulineaux в рамках программы единого танка в 1962 г. к сравнительным испытаниям с немецким образцом изготовили прототип АМХ-30. Между тем, еще до окончания испытаний АН министерство обороны ФРГ заказало установочную партию из 50 танков - так называемую «О-серию». Фирма МаК построила 16 танков О-серии, Лютер энд Джордан -17, Юнг-Юнгшталь - тоже 17; первый танк О-серии вышел на испытания в июне 1963 г. Масса танков О-серии возросла до 39,6 т. Полевые и приемочные испытания проводились в июне 1963 г., в них принимали участие 13 предсерийных машин, шесть предназначались для стрельбовых исптыаний, на шести проверялась работа ходовой части и силовой установки.

Сравнительные испытания французский и немецкий единые танки проходили в августе-октябре 1963 г. во Франции, на полигонах Мэйль-де-Камп, Бурже, Сатори; в ФРГ машины обкатывали в Меппене. И во Франции, и в Германии на «гонках» танков присутствовали итальянские наблюдатели. Испытания показали превосходство немецкого танка. Между тем, изменение приоритетов военной политики вкупе с финансовыми проблемами заставили отсрочить французов начало закупок любых новых танков по крайней мере до 1965 г. Де-факто отсрочка означала конец программы «Стандарт панцера», так и получилось: в 1965 г. Бундесвер получил первые серийные «Леопарды-1», через год, осенью 1966 г., на вооружение французской армии стали поступать АМХ-30, как раз в это время Франция вышла из военной организации блока НАТО. Итальянцы же приняли решение о закупке в США партии М-60А1.

«Стандарт панцер» стал первым немецким танком, разработанным после окончания второй мировой войны, наследником «Тигр» и «Пантер» вермахта; не случайно его название, официально присвоенное 1 октября 1963 г., продолжило «звериную» линию - «Леопард». Войсковые испытания «Леопарды» проходили в PzBtl.L93 в Мюнстере с июля 1964 г. по октябрь 1965 г. На начальном этапе этих испытаний танк продемонстрировал впечатляющие возможности по форсированию по дну водных преград: используя шнор-хель, «Леопард» переск Рейн возле Колона, глубина реки в том месте 4 м 20 см. Тем не менее, проверки выявили и требующие устранения перед запуском в серию дефекты (около 170). 22 августа 1963 г. Бундестаг принял решение о заказе 1500 танков «Леопард» для Бундесвера с началом выделения ассигнований в 1964 финансовом году. Первый серийный танк «Леопард» (после появления «Леопарда-2», просто «Леопард» стал «Леопардом-1») сошел со специально построенной поточной линии завода Краусс-Маффей в Мюнхене 9 сентября 1965 г. Танки «Леопард-1» выпускались шестью сериями на двух заводах: в Мюнхене (большая часть) и на заводе фирмы Крупп МаК в Киле.

ЕЩЕ СТАТЬИ

Категория: Танки | Добавил: garanchuk (21.04.2010) Просмотров: 7164 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оружие россии | Бронетехника | ПВО | артиллерия | Танки
Хостинг от uCoz Copyright Vooruzenie © 2016
При использовании материалов обязательно наличие активной ссылки Оружие