Проект А13 «Ковинантор» - Танки - Бронетехника - Современное оружие россии и мира
Оружие Бронетехника ПВО Артиллерия Каталог
Бронетехника
Танки
БМП
БТР
БРМ
ПВО
ЗРК
ПЗРК
Радиолокационные станции
Артиллерия
Самоходная артиллерия
Реактивная артиллерия
Самолеты

Главная » Бронетехника » Танки » Проект А13 «Ковинантор»

Проект А13 «Ковинантор»


Проектирование любого нового танка зависит от массы противоречивых факторов; даже когда концепция танка просматривается с самого начала проектирования, конечный результат порой весьма сильно отличается от исходного варианта. Именно так получилось с английским танком «Ковинантор» («парламентер»), трансформировавшимся в «Крусейдер» («крестоносец»).

Проект А13 «Ковинантор»

Массированное применение на больших Киевских маневрах Красной Армии 1936 г. быстроходных танков БТ произвело огромное впечатление на иностранных военных наблюдателей. От Великобритании на маневрах присутствовала целая делегация во главе с генералом Уэйвеллом. Отчет делегации подвиг командование британской армии начать работу по созданию танка с подвеской, разработанной эксцентричным американским танковым конструктором Уолтером Кристи; именно танк Кристи послужил прообразом советского БТ. Английский генеральный штаб в 1937 г. выдал спецификацию А13 на разработку семейства крейсерских танков. Проектирование и постройка перспективных машин возлагалась на фирму лорда Наффилда - Механизэйшн энд Аэро, штаб-квартира которой располагалась в Бирмингеме. Опытно-конструкторские работы завершились принятием на вооружения в 1939 г. танков семества А13. Подвижность и огневая мощь этих бронированных машин соответствовала мировым стандартам того времени, в то же время бронирование было более слабым, однако бро-незащиту сознательно принесли в жертву повдижности, полагая, что скорость важнее, тем более что подвижность на поле боя - это тоже защита. В 1938 г. военное управление выпустило троебова-ния к тяжелому крейсерскому танку, получившему на фирме Наффилда шифр А16. На нем также предусматривалось использование, с одной стороны, уже проверенных ходовой части Кристи и усовершенствованного варианта двигателя Наффилд «Либерти» V12, а с другой -новой комплексной системы управления, созданной пионером английского танкостроения Уолтером Уилсоном.


Первый прототип «Ковинантора», Т17956 с цельносварным корпусом и трансмиссией Уилсон. На нем также йены тывалась трансмиссия Меррит-Браун, впоследствии был переоборудован в БРЭМ.

Несмотря на заверения проектировщиков, танк получался чрезмерно сложным и дорогим, поэтому в феврале 1939 г. министерство обороны предложило начать работу по более легкой и простой машине. Этот танк имел несколько обозначений - А13 Mk.HI, «Крейсер» Mk.V, самое известное -«Ковинантор». Важно отметить, что хотя проект А13 и соответствовал изначальной концепции танка Кристи (подвижный с относительно слабой броней), новый танк являлся определенным этапом в программе разработки тяжелой крейсерской бронированной машины.

Официальная спецификация на танк предусматривала вооружение из одной двухфунтовой (40-мм) пушки и по крайней мере одного пулемета, ходовую часть по типу танка Кристи, управление посредством планетарных передач и круговое бронирование толщиной 30 мм. Последнее требование требует некоторого пояснения. Проще говоря, все вертикальные стенки корпуса и башни должны иметь толщину не менее 30 мм, но если стенки имеют наклон, вовсе не обязательно делать их 30-миллиметровыми - они могут быть тоньше, однако обеспечат защиту, эквивалентную которуй дает установленный вертикально бронелист толщиной 30 мм. Есть еще целый ряд факторов, влияющих на снарядостойкость брони, кроме толщины и наклона бронелистов. Однако, в случае «Конвинантора», именно наклон брони как средство уменьшения массы брони при сохранении ее «эквивалентной» толщины в 30 мм с энтузиазмом использовали конструкторы - в танке практически не оказалось ни одного бронелиста, установленного вертикально. Высота танка также являлась ключевым фактором при проектировании - требовалось обеспечить низкий силуэт машины. Это удалось сделать, во-первых за счет использования подвески катков на цилиндрических пружинах вместо «свечных» вертикальных пружин оригинальной подвески танка Кристи, во-вторых - путем установки низкопрофильного двигателя: фирма Генри Медоуз оф Вульверхэмптон получила задание изготовить 12-цилиндровый двигатель внутреннего сгорания с горизонтальным оппозитным расположением ци-линдро мощностью не менее 300 л.с. Двигатель должен был комлектоваться трансмиссией фирмы Уилсон и оригинальной системой управления, разработанной для танка А16. Соединения бронелистов предусматривалось сваркой, а не клепкой, - еще одна новинка в британском танкостроении. Итак, накануне войны промышленость Англии была близка к началу производства революционного танка.


А13 Convenanter Мк 3

Однако, этого не случилось: полномасштабная разработка танка наткнулась на ряд проблем. Генеральный штаб потребовал увеличить бронирование фронтальных зон корпуса и башни до 40 «эквивалентных» миллиметров. Расчеты показывали, что увеличение толщины брони приведет к росту массы танка, а значит, придется усиливать подвеску ходовой части, что, в свою очередь, увеличит вес машины. Разработчики вернулись к исходному моменту проектирования; Генри Медоуз отвечал за двигатель, Наффилд Механизэйшн энд Аэро - за разработку башни, Лондон, Мидленд энд Скоттиш Рэйлуэй Компани (LMSR) - за корпус. Окончательный проект военные одобрили 17 апреля 1939 г., тогда же был подписан контракт на изготовление 100 танков фирмой LMSR. Интересно отметить, что к 17 апреля 1939 г. ни один прототип изготовлен не был, контракт подписали на основе «бумажного» проекта. Ряд авторитетных специалистов считали, что дефекты можно будет выявить на двух первых пилотных машинах, а любые доработки - внедрить на танки в процессе серийного производства. Они глубоко заблуждались.

Сложности возникли с компоновкой силовой установки. Двигатель Медоуза оказался очень низким, но и очень широким, широким настолько, что «вписать» в кормовое моторное отделение радиаторы системы охлаждения никак не получалось. Выход из по ложения виделся в установке радиаторов в передней части корпуса, слева оп места механика-водителя. Для проверки подобного конструктивно-компоновочного решения на заводе в Вулвиче пришлось изготовить макет корпуса и силовой установки. Между тем, в сентябре 1939 г. фирмы Энглиш Электри Компани и Лейланд Моторс подключились к программе: им заказали еще 250 танков. Месяцем позже у инженеров фирмы LMSR6, на которой уже приступили к изготовлению первого танка, возникли сомнения в правильности решения делать корпус машины сварным, поскольку уверенность в достаточной квалификации сварщиков отсутствовала. Рекомендации вернуться к проверенной клепаной конструкции встретили с пониманием, однако масса танка при использовании заклепок возрастала.


А13 Mk.III «Крейсер» Mk,V «Ковинантор», 2-й прототип. Второй прототип «Ковинантора» изображен в том виде, в каком он выше! из ворот завода фирмы LMSR в Крю. Окрашен согласно обычной железнодорожной практике, целиком в светло-серый цвет, у опорных катков - белые обода. Точно также красили танки на заводе Лондон, Мид-лэнд энд Скоттиш Компани.

Облегчить сварку могло использование двухслойной композитной брони: внутренний лист из высокопрочной стали и внешний из гомогенной брони. Внутренние листы могли быть сварены без потери прочности внешней брони. Двухслойную броню оставили и после принятия решения об использовании клепки вместо сварки. Прежде чем началось изготовление танков, в конструкцию были внесены еше два важнейших изменения. В ранних проектах танка А13 предусматривалось для экономии массы изготавливать опорные катки из алюминия, однако в условиях военного времени алюминий стал дефицитным материалом и почти полностью направлялся в авиационную промышленность: пришлось его заменить сталью, что опять увеличило вес танка. Другой проблемой стала конструктивная сложность комбинированной трансмиссии Уилсона и системы управления; массовое производство в короткое время наладить не представлялось возможным. Пришлось вернуться к четырехскоростной коробке передач Медоуз, использовавшейся на танке А13 и планетарным передачам с каждого борта. Еще одним нововведением стала замена предусмотренного проектом мощного большого вентилятора трасмиссионного отделения на вентилятор меньших размеров, который обладал меньшей эффективностью. Первый пилотный танк «Ковинантор» фирма LMSR передала в испытательный центр механизированных войск в Фарнборо 21 мая 1940 г. Предварительные испытания, которые проводились с неотрегулированным двигателем, показали, что танк способен развивать максимальную скорость до 60 км/ч при массе машины 16 т, при этом подвеска выдерживала нагрузки при движении. В октябре 1940 г. танк отправили на завод фирмы Томпсон энд Тэйлор в Брук-лэнде, где на нем смонтировали экспериментальную трансмиссию Меррит-Браун. Второй опытный танк появился в Фарноборо в сентябре 1940 г., испытания этой машины показали, что система охлаждения работает хуже, чем у первого пилотного танка.

Вскоре после начала работ по проекту «Ковинантор» министр по закупкам предложил фирме Наффилд Механизэйшн принять участие в программе создания еще одного танка. Лорд Наффилд предложил альтернативный вариант: по его мнению, для фирмы будет лучше начать работы по созданию улучшенной версии танка А13. Согласно спецификации Генерального штаба А15, проектируемый танк получил обозначение «Крейсер» Mk.IV, впоследствии получивший всемирную известность как «Крусейдер».

ЕЩЕ СТАТЬИ

Категория: Танки | Добавил: garanchuk (21.04.2010) Просмотров: 5114 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оружие россии | Бронетехника | ПВО | артиллерия | Танки
Хостинг от uCoz Copyright Vooruzenie © 2016
При использовании материалов обязательно наличие активной ссылки Оружие