Британский танк Черчилль: Африка - Танки - Бронетехника - Современное оружие россии и мира
Оружие Бронетехника ПВО Артиллерия Каталог
Бронетехника
Танки
БМП
БТР
БРМ
ПВО
ЗРК
ПЗРК
Радиолокационные станции
Артиллерия
Самоходная артиллерия
Реактивная артиллерия
Самолеты

Главная » Бронетехника » Танки » Британский танк Черчилль: Африка

Британский танк Черчилль: Африка


Высказывалось мнение о неспособности системы охлаждения мотора танка «Черчилль» работать в жарком климате Западной пустыни. Дабы подвергнуть или опровергнуть сие утверждение, шесть «Черчиллей» Mk.III морем доставили в Египет, куда они прибыли как раз во время второй битвы при Эль-Аламейне. Небольшое подразделение «Черчиллей» получило громкое имя - «Кингфорс» - «Королевские силы». Командовал «Силами» майор Норрис Кинг (отсюда и силы королевские. Ее величество здесь совершенно не при чем) из Глочестер-ского гусарского полка.

«Кингфорсы» должны были поддерживать 7-ю механизированную бригаду, но из-за многочисленных минных полей, через которые до бригады добраться не представлялось возможным, «Черчилли» отдали под командование штабу 1-й танковой диввизии.

Танки «Кингфорс» принимали участие в боях дважды: первый раз в столкновении 27 октября 1942 г. в районе местечка Киднн Ридж. второй - в ходе главного танкового сражения за Тель-эль-Аггагир 3 ноября. В двух боях шесть «Черчиллей» получили 106 попаданий фугасными и бронебойными снарядами, в результате один танк сгорел, один вышел из строя из-за повреждений гусеницы, еще на одном сорвало башню, при этом семь человек погибло, восемь получили ранения. В сгоревший «Черчилль» попали три вражеских снаряда - один калибра 75-мм и два калибра 50-мм: один из этих снарядов угодил непосредственно в бензобак, что и послужило причиной пожара. Этот же танк получил три прямых попадания в кормовую часть башни и одно - в трансмиссионное отделение снарядами 6-фунтовой английской пушки. Видимо, это был результат работы австралийского расчета противотанкового орудия, из-за дыма не сумевшего правильно опознать танк. В свою очередь. «Черчилли» «Королевских сил» записали на свой счет пять подбитых вражеских танка и три уничтоженных противотанковых пушки.

Технический отчет по фронтовым испытаниям был написан лейтенантом АЛ.Денсом, котороый принимал участие в работах по «Черчиллю» еше с проекта А20. Отчет начинался следующим образом: «В обоих случаях танки «Черчилль» смогли продвинуться в ходе атаки значительно дальше, чем танки «Шерман», составлявшие главную ударную силу. «Черчилли» смогли выдержать очень сильный огонь противотанковых средств... Экипажи для танков «Черчилль» взяты из учебных подразделений, находившихся в Англии: они малознакомы с материальной частью и совершенно не имеют опыта боевых действий в условиях пустыни. Командир подразделения некоторый опыт ведения боевых действий в пустыне имеет; но никогда прежде не видел танк «Черчилль». Подразделение вступило в бой всего через 13 дней после того как было сформировано, за это время личный состав едва успел познакомиться с навыками технического обслуживания техники. На некоторых танках отмечались проблемы с запуском двигателя при высокой температуре окружающего воздуха, однако незапуск двигателей связан скорей всего с недостаточной квалификацией механиков-водителей, нежели с климатом.» В отчете подчеркивалось, что случаев перегрева двигателей не наблюдалось, но делалось ударение на том, что «Черчилли» использовались в северном секторе и в относительно холодные месяцы - октябрь и ноябрь; летом на южном участке фронта результат может быть совсем иным. Важнейшим и непосредственным результатом фронтовых испытаний «Черчиллей» стало решение направить в Тунис для поддержки подразделений 1-й армии две танковые бригады, вооруженные «Черчиллями».

«Кингфорс» расформировали сразу же по окончанию боев. Последнее упоминание о «Черчиллях», использовавшихся в Западной пустыне, относится к 5 ноября, в этот день в своем рапорте полковник Уитли, офицер инженерно-технической службы 8-й армии, писал: «Пять танков «Черчилль» в настоящее время находятся в подчинении командования 86-го сектора и ожидают эвакуации в Дельту. При смене места дислокации один танк повредил подвеску опорного катка. Эвакуация танков «Черчиль» имеет низкий приоритет, их следует отправить через Хаммам по железной дороге.»

Первым в Северной Африке строевым подразделением, вооруженным танками «Черчилль», стала 25-я танковая бригада в составе северо-ирландского кавалерийского полка, 51 -го королевского танкового полка и 142-го суффолкского королевского бронекавалерийского полка. По прибытии в Африку частям бригад поставили задачу контратаковать в районе перевала Кассе-рин войска Роммеля, наступавшие на II американский корпус. План Роммеля предусматривал прорыв позиций американцев с последующим изменением направления удара своих панцерко-лонн на север с целью заставить союзников под угрозой окружения отвести войска в северную часть Туниса. Важную роль в планах как наступающей стороны, так и обороняющейся играл узел дорог Ле-Киф. К югу от Ле-Кифа оборону заняли подразделения 142-го полка; танкистам пришлось совершить 100-мильный марш, часть танков «доползла» за 24 часа своим ходом, часть удалось перевести на автомобильных транспортерах. Англичане считали, что немцы будут атаковать вдоль шоссе Сбейтла-Сби-ба, поэтому оборонительные позиции расположили соответствующим образом. 21 февраля два танковых взвода и взвод гвардейской пехоты атаковали передовые позиции немцев на возвышенности, расположенной к востоку от дороги, уничтожили несколько пулеметных гнезд, противотанковых позиций. Захватить холм днем целиком англичане не сумели - после потери трех «Черчиллей» атака захлебнулась, а ночью немцы сами оставили позиции, после чего отошли на юг. Днем позже немецкие и итальянские части начали новое наступление на северном и центральном участке фронта - операцию «Ошенкопф» («Голова быка»), считая, что английские войска сосредоточены в районе Ле-Кифы. На центральном участке Роммель наносил удар в направлении Эль-Аруссы, от которой открывалась дорога на север - к Меджиз-эль-Бабу и на восток - в Боу-Арада. Эль-Аруссу обороняла тактическая группа «Y», в состав которой входили эскадрон «А» 51 -го танкового полка и эскадрон «С» 142-го Суффолкского полка.


Рощи в Нормандии обеспечивали вражеским снайперам идеальное укрытие - потери от огня снайперов среди командиров танков были очень высокие. Вне танка членам экипажей постоянно приходилось носить стальные каска пехотинцев. На фотографии видна пехота, сопровждающая танк при движении по лесу. Борта танка увешаны снаряжением.
26 февраля эскадрон суффолкцев в нескольких километрах к востоку от Эль-Аруссы провел свой бриллиантовый, «сольный» бой, против двух батальонов дивизии «Германн Геринг», усиленных танковой ротой. Вкопанные в землю по башни английские танки прицельным огнем уничтожили четыре «панцера», подбили еще три и разбили 88-мм пушку ценой потери одного «Черчилля». В отсутствие но не от наступления вообще. Батальоны дивизии «Герман Геринг» обошли Эль-Аруссу с свера - к вечеру 27 февраля командир группы «Y» получил неприятное известие: шоссе Эль-Арус-са - Меджиз-эль-Баб пререзали немцы, однако обстановка оставалась неясной. Командир группы решил утром 28 февраля произвести разведку боем силами танкистов эскадрона «А» 51-го полка под командованием майора Е.У.Хэдфилда и роты Колд-стримской гвардейской пехоты. Разведка продвигалась очень медленно: к строениям фермы Стимроллер, где немцы оседлали шоссе, танкисты подошли только к 16.00.

По «Черчиллям» неожиданно открыли огонь противотанковые орудия, замаскированные на окраине фермы, артналет накрыл также шедшую за танками гвардейскую пехоту. Танки моментально расползлись по естественным укрытиям - кюветам вдоль шоссе, руслам высохших ручьев. Здесь их застал налет пикирующих бомбардировщиков Ju-87. Англичанам удалось подбить на ферме несколько пушек, однако точный огонь артиллеристов Роммеля и налет авиации остановил продвижение. Майор Хэдфилд доложил по радио в штаб группы об обстановке -командир группы «Y» приказал продолжать наступление и выбить противника с фермы любой ценой.

Командир эскадрона поставил на острие атаки 1 -й взвод, после налета весь взвод состоял из единственного «Черчилля» командира взвода капитана Е.Д.Холланда; на броне танка красовалась надпись «Adventurer». «Искателю приключений» чудом удалось ворваться на фермы, где танк буквально натолкнулся на позицию 88-мм орудия; наводчик капитана Холланда упредил немецкого артиллериста, выстрелив первым - промахнуться с 20 метров очень сложно. Точно так же, в упор, «Черчилль» разгромил еще одну позицию 88-мм орудия.

«Искатель приключений» отвлек на себя внимание немецкой обороны, что позволило прорваться на ферму второму «Черчиллю», которым командовал лейтенант Дж.Г.Рентон. В глубине обороны англиские танки разгромили автоколонну и сожгли два PzKpfw.IlI, которые неосмотрительно покинули немецкие танкисты. Атака двух танков поддержки не получила, капитан Холланд принял решение возвращаться, однако его танк остановился, а аккумуляторная батарея разрядилась настолько, что запуск двигателя стал невозможным. На помощь пришел танк «Рентона», под огнем танкисты смогли взять «Адвенчурер» на буксир и оттащить на исходные позиции.

Эскадрон «А» начал медленный отход от фермы Стимроллер, атака «любой ценой» закончилась неудачно. Эскадрон оставил на поле боя большую часть своих танков; некоторые из них после того как немцы оставили ферму и поле боя, перешли к англичанам, были доставлены в мастерские и отремонтированы. В бою 27 февраля эскадрон майора Хэдфилда уничтожил два танка, восемь противотанковых пушек, две малокалиберные зентные пушки, два миномета и 25 автомобилей.

Радиоперехваты переговоров защитников фермы свидетельствовали о панических настроениях в их рядах (паника паникой, однако отступили англичане, а «паникеры» остались на своих позициях): следовали просьбы командованию II воздушного корпуса «Африка» выслать авиацию, чтобы прекратить атаки «сумасшедшего танкового батальона». За бой при ферме Стим-роллер капитан Холланд награжден D.S.O., получили награды и механик-водитель «Адвенчурера» Джон Миллер и лейтенант Рентой.

На северном фланге основной удар силами танковой группировки (14 «Тигров», 20 PzKpfw.IV, 20 PzKpfw.HI) под командованием полковника Рудольфа Ланга наносился в направлении на Беджу. Местность для наступления была выбрана крайне неудачно - узкая долина, в которой танки не могли использовать свою мощь в полной мере. Неудивительно, что продвижение немцев прекратилось уже 26 февраля. Танковые колонны остановил небольшой гарнизон в Сиди-Нсир - пехота 5-го Гэмпширского полка и 155-я артиллерийская батарея. Потери гарнизона составили 120 солдат и девять артиллеристов. На следующий день англичане подтянули подкрепления - три батальона пехоты с приданными им двумя эскадронами «Черчиллей» северо-ирландского кавалерийского полка и несколько батарей артиллерии.


Интерьер башни танка «Черчилль» Mk. VII, вид вперед. Изображение интерьера башни несколько упрощено:
1. Лампа
2. 2-фунтовый гранатомет и боекомплект из 20 гранат к нему
3. Экстрактор
4. Ящик для хранения ручных гранат
5. Ящик для хранения боезапаса к пулемету Беса
6. Правая боеукладка - 26 75-мм бронебойных и фугасных снарядов, четыре дымовых снаряда.
7. Четырнадцать 75-мм бронебойных и фугасных снаряда
8. 75-мм пушка
9. Спусковая педаль наводчика
10. Сиденье наводчика
11.Ручка управления поворотам башни
12. Ручной привод поворота башни
13. Привод поворота башни 14.Десять магазинов к пистолету-пулемету Томпсон или 32 магазина к пистолету-пулемету «Стэн»
15. Телескопический прицел наводчика
16. Пулемет Беса


Танки Ланга дважды атаковали англичан, оба раза неудачно: такистов останавливал огонь артиллерийских батарей и вкопанных в землю «Черчиллей». К вечеру стало ясно, что наступление Ланга закончилось. Северо-ирландский кавалерийский полк стал первым танковым подразделением английской армии, уничтожившим в открытом бою немецкий «Тигр».

После бесславного окончания операции «Ошенкопф» на фронте 1-й армии установилось затишье, основные события разворачивались в Южном Тунисе, где 8-я армия штурмовала оборону в районе Вади-Акарит и линии Маре-та. Подразделения 1-й армии (128-я Гэмпширская пехотная бригада, усиленная 51-м королевским танковым полком), чтобы отрезать от побережья отступавшие на север части Роммеля, выдвинулись в направлении перевала Фундук и города Кайрун, расположенного уже на берегу Средиземного моря. Танкисты смогли найти пути, чтобы забраться на горный массив Джебель-Рораб, доминировавший над перевалом, но выяснилось, что угла склонения башенных орудий недостаточно, чтобы обстреливать перевал. Положение изменилось через сутки, после прибытия «Шерманов» уланского полка: их орудия могли вести огнонь по перевалу. «Шерманы» подошли слишком поздно - 1-я итальянская армия успела выйти из окружения.

Войска стран оси оказались теперь зажатыми в северо-восточном углу Туниса, от наступавших армий союзников их отделяли горы. В горных массивах имелось несколько проходов, через которые могли наступать танковые части. Одним из таких проходов, расположенном к востоку от города Меджиз-эль-Баб, являлась долина Меджирда. Через эту долину пехотным дивизиям, усиленным танками северо-ирландского и 142-го бронекава-лерийского полков, предстояло наносить главный удар. На подмогу ветеранам боев в Тунисе - североирландиам и суффолкцам - прибыли 12-й и 48-й королевские танковые полки, 145-й бро-некавалерийский полк герцога Веллингтона. Отвлекающий удар к востоку от Боу-Арада наносили 46-я дивизия и 51-й танковый полк. Впервые танки «Черчиль» намечалось массированно использовать в наступлении.

Немцы упредили союзников - 21 апреля танки Роммеля внезапно атаковали позиции союзников и захватили опорный пункт на горе Банана. В ожесточенном ночном бою танкисты и пехота 142-го и 145-го полков при поддержке «Черчиллей» из 48-го танкового полка смогли сбросить немцев с горы.

Союзники перешли в наступление 23 апреля; в первых рядах удар наносили 24-я гвардейская пехотная бригада, усиленная 145-м бронекавалерийским полком в направлении высоты 151, в то время как 2-я пехотная бригада и 142-й танковый полк атаковали Герат-эль-Атах. Бои носили крайне ожесточенный характер, одни и те же позиции по нескольку раз переходили из рук в руки. В одной из атак погиб офицер штаба 142-го полка, подполковник А.С.Бирк-бек, лично возглавивший танкистов. Оборону удалось прорвать только вечером 22-го апреля, после ввода в бой эскадронов 48-го танкового полка и дополнительной пехоты.

36-я пехотная бригада 23 апреля захватила западную вершины горного массива Лонгстоп - гору Джебель-Ахмера. Склоны горы оказались слишком крутыми для «Черчиллей», поэтому пехота штурмовала высоты без поддержки танков и понесла большие потери. Через три дня танки североир-ландцев вместе с пехотой принимали участие в бою за Джебель-Рар. «На момент начала атаки в танковых взводах все «Черчилли» получили хотя бы по одному попаданию, однако настроение экипажей было таким, как-будто им предстояло принять участие в довоенных учениях.» В бою за Джебель-Рар отличился сержант О'Хара, уничтоживший четыре пулеметных позиции, танк лейтенанта Поупа огнем пушки и пулеметов разбил пулеметную позицию и миномет, тяжело повредил 75-мм орудия. Благодаря действиям только этих двух «Черчиллей» в плен сдалось более 50 солдат противника. Пленный немецкий офицер удивлялся: «Когда это было, чтобы танки штурмовали горы?»


Интерьер корпуса танка «Черчилль Крокодил» Mk. VII. Изображены рабочие места механика-водителя и огнеметчика. За исключение огнемета, рабочее место огнеметчика аналогично месту стрелка-пулеметчика в обычном «Черчилле».
1. Перископы механика-водителя, люк для наблюдения открыт
2. Рукоятка управления мотоциклетного типа
3. Ящик для хранения имущества механика водителя
4. Приборная панель
5. Компас
6. Рычаг переключения передач
7. Ящик с запасными перископическими наблюдательными приборами
8. Сиденье механика-водителя
9. ЗИП
10.Ножные органы управления ^лева - направо: педали сцепления, тормозов, акселератора.
11. Трубопровод горючей смеси к огнемету
12.Сиденье огнеметчика
13.Расходный бак
14.Пистолет-пулемет «Стен»
15.Мачете
16. Десять 20-зарядных магазинов к пистолету-пулемету «Томпсон» или восемь 32-зарядных к «Стену» 17.3апасные части к ручному пулемету Брен, противогазы, траки и т.д.
18.0гнемет
19.Рычагручного торчоза


К 26 апреля 24-я гвардейская бригада вместе с танками 145-го бро-некавалерийского полка достигла Дже-бель-Асуда, после чего наступление приостановилось. Долина между горами Джебель-Асуд и Джебель-Боу-Окуз, известная как проход Габ-Габ, оборонялась немецкими танками, среди которых были и «Тигры». Прорвать оборону на этом участке англичане не смогли.

Два дня, 28 и 29 апреля, вели тяжелые бои в районе перекрестка дорог «Угол Питера», опорных пунктов ферма Кактус и Сиди-Адаллах 12-я пехотная бригада и 12-й танковый полк. Англичане, пытались обойти проход Габ-Габ, за два дня 12-й полк потерял 36 «Черчиллей». Натиск английских войск сдерживал один пехотный батальон вермахта и девять «Тигров». Немцы не упускали возможности котрата-ковать, для борьбы с «Черчиллями» широко использовали магнитные мины и бутылки с горючей смесью (коктейлем Молотова).

На время бои затихли, англичанам пришлось полностью пересмотреть план наступления. С новой силой атаки возобновились 6 мая, на сей раз проход Габ-Габ обходили справа 4-я английская пехотная дивизия и 21-я танковая бригада, слева - 4-я индийская пехотная дивизия и 25-я танковая бригада. Сопротивление немцев удалось сломить уже к вечеру; пехота захватила проход Габ-Габ. Через долину Мед-жирда пошли колонны 7-й танковой дивизии - «Черчилли» вышли на оперативный простор, и через неделю война в Африке закончилась победой союзников.

ЕЩЕ СТАТЬИ

Категория: Танки | Добавил: garanchuk (20.04.2010) Просмотров: 5874 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оружие россии | Бронетехника | ПВО | артиллерия | Танки
Хостинг от uCoz Copyright Vooruzenie © 2016
При использовании материалов обязательно наличие активной ссылки Оружие