Многоцелевой советский вертолёт Ми-4 - Многоцелевые - Вертолеты - Современное оружие россии и мира
Оружие Бронетехника ПВО Артиллерия Каталог
Бронетехника
Танки
БМП
БТР
БРМ
ПВО
ЗРК
ПЗРК
Радиолокационные станции
Артиллерия
Самоходная артиллерия
Реактивная артиллерия
Самолеты

Главная » Вертолеты » Многоцелевые » Многоцелевой советский вертолёт Ми-4

Многоцелевой советский вертолёт Ми-4

Первый самый большой опыт использования вертолетов в боевых действиях был получен США в ходе войны в Корее (1950—1953). Там винтокрылые машины использовались преимущественно для связи, эвакуации раненых и переброски небольших групп военнослужащих. Естественно, за ходом происходивших там событий внимательно следили и в СССР. В частности, уроки Кореи оказали существенное влияние на дальнейшее развитие отечественного вертолетостроения.

С самого начала создания нового вертолета предусматривалось его военное использование, а уже потом, если понадобится, и для перевозки пассажиров, народнохозяйственных грузов, геологических партий и прочего. Исходя из этого и появилось его первоначальное обозначение В-12 или ВД-12 — вертолет десантный на двенадцать человек.

Для одновинтового вертолета подобного назначения в те годы было два варианта компоновок: с боковым расположением двух двигателей и с одним мотором, размещенным в передней части фюзеляжа. Это позволяло наиболее полно использовать объем фюзеляжа под грузовой отсек. Выбор пал на последний вариант по типу вертолета И.И. Сикорского S-55.

Ми-4 в музее авиатехники

К началу 1950-х годов самым мощным отечественным вертолетным двигателем был АИ-26, различные модификации которого устанавливались на опытных вертолетах Братухина, на Ми-1 и Як-100. Однако даже мощности двух таких моторов не хватало для создания транспортной машины в полном соответствии с тактико- техническими требованиями заказчика.

В то же время в СССР выпускался большими сериями всесторонне испытанный, обладавший высоким ресурсом и надежностью двигатель АШ-82ФН, находившийся в эксплуатации свыше десяти лет. Но самолетный двигатель на вертолет просто не поставишь. Для него необходимо создать систему принудительного охлаждения и редуктор. За решение этих задач взялось ОКБ А.Д. Швецова. В результате появился вертолетный двигатель АШ-82В взлетной мощностью 1700 л.с. и номинальной — 1530 л.с. на высоте 1550 метров.

В апреле 1952 года начались заводские испытания вертолета ВД-12, в начале которых дал о себе знать флаттер лопастей несущего винта. Лишь после установки на них противофлаттерных грузов летчик-испытатель В.В. Винницкий совершил на прототипе Ми-4 первый полет. Однако участь вертолета была решена задолго до этого события — еще в 1951 году, когда параллельно с постройкой опытной машины началась подготовка к ее серийному производству.

После непродолжительных заводских испытаний вертолет поступил в НИИ ВВС, где проверялся сразу в двух вариантах — грузовом и десантном. Просторный грузовой отсек позволял перевозить два миномета калибра 82 мм с расчетами и семь ящиков боеприпасов, пушку калибра 57 мм с расчетом и ящик патронов, два мотоцикла М-72 с колясками и пять десантников, автомобили ГАЗ-69, «Победа» или до 19 десантников.

Как показали испытания, ВД-12 обладал довольно высокими летно-техническими характеристиками. Так, максимальная скорость у земли достигала 186 км/ч и лишь ограничения по прочности лопастей несущего винта (их конструкция было аналогична лопастям Ми-1) не позволяли летать быстрее. На высоте 1600 м, на которой двигатель развивал максимальную мощность, скорость достигала 226 км/ч. Дальность с предельной коммерческой нагрузкой и при перегрузочном полетном весе составляла 570 км. Для начала 1950-х годов это были безусловно выдающиеся характеристики.

В 1953 году первые серийные ВД-12 поступили на войсковые испытания, по результатам которых в конце августа машину приняли на вооружение под наименованием Ми-4. При этом правительство обязало промышленность выпускать вертолеты по образцу, прошедшему государственные и контрольные испытания с двигателем и лопастями винтов, имевших ресурс 300 часов.

Одной из первых модификаций вертолета для нужд вооруженных сил стал спасательный Ми-4С. Оснащенный необходимой аппаратурой и соответствующим оборудованием, вертолет мог выполнять спасательные работы как над сушей, так и над морем. Однако отсутствие поплавкового шасси ограничило его применение на флоте.

В соответствии с июльским 1958 года постановлением Совета Министров СССР началась разработка поисково-спасательного Ми-4ПС, предназначенного для поиска терпящих бедствие в море и труднодоступных местах с помощью радиотехнических средств. Вертолет построили на базе серийной машины № 573, выпущенной в январе 1959 года. На нем, в дополнение к основному 970-литровому топливному баку, установили два дополнительных общей емкостью 900 литров, лебедку ЛПГ-2 и спасательную лодку ЛАС-5М-2. В состав оборудования ввели, в частности, радиолокационную станцию «Рубин-В», УКВ-радиокомпас «Приток», работавший с аварийной радиостанцией «Камелия», связную радиостанцию РСБ-5/230 с приемником УС-9ДМ, радиополукомпас АРК-54, автопилот АП-31, бомбодержатели для световых морских маяков и специальных бомб — красителей водной поверхности. В грузовой кабине оборудовали место оператора РАС, там же разместили спасательные средства и лебедку. Ми-4ПС планировали укомплектовать надувными баллонетами, прошедшими заводские испытания с осени 1959-го по весну 1960 года на Химкинском водохранилище.

В результате полетный вес машины достиг 7045 кг, что превышало тягу несущего винта на 795 кг. Государственные испытания, проведенные летчиками НИИ ВВС А.Г. Солодовниковым, М.В. Разомазовым, Б.А. Щербиной, Ю.Я. Крыловым, С.Г. Бровцевым и В.И. Кравченко, показали, что в предъявленном виде вертолет не соответствовал требованиям ВВС и не был пригоден для принятия на вооружение. Ми-4ПС не позволял проводить спасательные работы по подъему людей на режиме висения, не обеспечивал поиск терпящих бедствие и имел худшие характеристики по сравнению с серийным Ми-4С. Лишь после соответствующих доработок Ми-4ПС выпускался серийно.

На фото вертолет Ми-4С

С 1 октября по 26 ноября 1959 года испытывался вертолет-тральщик с системой дозаправки топливом от кораблей без посадки на палубу и надувными баллонетами. Забегая вперед, отмечу, что поплавковое шасси позволяло буксировать Ми-4 за катером. Вертолет-тральщик предназначался для разведывательного траления минных полей и узкой полосы в параде головного тральщика. Государственные испытания проводились на машине № 0166, с которой сняли гондолу стрелка пулеметной установки и уменьшили запас топлива до 550 литров. Полетный вес в зависимости от времени года колебался от 6328 до 6390 кг. Экипаж вертолета — два человека. По результатам государственных испытаний в НИИ-15 ВМФ вертолет рекомендовали для принятия на вооружение.

Поскольку речь идет о вертолете Ми-4, то вполне уместно здесь же рассказать и о его противолодочном варианте. Но, прежде чем это сделать, следует сказать, что вертолеты такого класса переоборудовались в противолодочные варианты и за рубежом. Так, в начале 1950-х на базе многоцелевого S-55 было создано несколько вариантов вертолетов ПЛО H04S. В 1954 году на вооружение ВМС США поступил противолодочный SH-34, оснащенный весьма совершенным оборудованием, позволявшим, в частности, выходить с высокой точностью в заданную точку, зависать над нею на высоте 15 метров и вести поиск подводных лодок с помощью опускаемого в воду гидролокатора. Практически в то же время машина аналогичного назначения была создана в Англии на базе S-55 компании «Уэстленд». Общим их недостатком была низкая грузоподъемность, не позволявшая объединить в одной машине целеуказатель и ударный вариант, поэтому эти функции разделили между двумя машинами.

В Советском Союзе противолодочный вариант Ми-4М был создан лишь в 1959 году и в октябре был предъявлен на государственные испытания. Ведущими по машине были инженер П.Ф. Захарченко и летчик B.C. Калихин. Испытания, завершившиеся в апреле 1960 года, показали, что летные данные машины, оснащенной РАС «Рубин-В», не соответствовали требованиям на поставку серийных вертолетов в 1959 году. Достаточно отметить, что продолжительность полета при нормальном весе 7273 кг не превышала 2 часов 43 минут. Тем не менее после доводки в 1963 году вертолет приняли на вооружение авиации ВМФ. В состав оборудования машины входили также гидроакустическая станция «Баку», радиостанции «Кедр-С» (аварийная), командная РСИУ-ЗМ, связная РСБ-5, радиокомпас АРК-5, переговорное устройство СПУ-7, запросчик-ответчик СРЗО-2М, автопилот АП-31, фотоаппарат АФА-БА/21С, магнитометр АПМ-60 «Орша» с ручной лебедкой и троморубом. На некоторых машинах вместо «Рубина» устанавливали РАС «Курс-М» и магнитометр АПМ-56. В состав вооружения входили прицел ОПБ-1С и 100 кг бомб ПЛАБ-МК или 18 радиогидроакустических буев РГБН. Ми-4М долгие годы состоял на вооружении авиации ВМФ.

На иллюстрации изображен вертолет Ми-4М

В соответствии с декабрьским 1963 года постановлением правительства был разработан экспортный вариант Ми-4МЭ. При этом РАС «Рубин-В» заменили на РБП-4Г, самолетный радиолокационный запросчик- ответчик — на СРО-1 «Барий» в экспортном исполнении. Сняли автопилот АП-31, магнитометр с лебедкой, а также из арсенала исключили бомбы МПЛАБ-100, ФАБ-500М-46, ПЛАБ-500-300, ФАБ-250МУ и ФАБ-ЮОМ. С февраля по март Ми-4МЭ прошел государственные испытания (ведущий инженер — О.А. Вороненко, летчики — Н.Н. Кузменко и Ю.Д. Урядов) и поставлялся на экспорт.

На иллюстрации изображен вертолет Ми-4Мэ

На базе Ми-4М в 1963 году был создан первый отечественный вертолет-торпедоносец Ми-4Т. С Ми-4М сняли РАС, магнитометр с лебедкой и тросорубом, автопилот шасси серийной машины и установили, в частности, двухстворчатый контейнер для авиационной торпеды AT-1, бомбодержатель БД-3-25М, утепленный контейнер для РГБ-НМ и выдвижную рамочную антенну радиоприемного устройства СПАРУ-55. В дополнение к оптическому бомбоприцелу ОПБ-1Р установили ночной НКПБ-7. Были и другие изменения, но менее существенные.

Вертолет мог использоваться и в варианте бомбардировщика. При неизменном взлетном весе за счет увеличения запаса горючего дальность полета с бомбовой нагрузкой 520 кг достигала 500 км, в то время как у Ми-4М она была в два раза меньше.

Ми-4Т прошел государственные испытания с 14 ноября 1963 года по 7 марта 1964 года. Ведущими на этом этапе были инженер Корзников и летчики Максимов и Тимохин.

В 1967 и 1968 годах после успешного завершения государственных совместных испытаний в соответствии с постановлением ВПК, утвержденным правительством, переоборудовали в ударный вариант Ми-4АВ 200 вертолетов.

Концепция боевого вертолета, как, впрочем, и самолета-штурмовика, сформировалась не сразу. Переносить автоматически опыт Великой Отечественной войны на применение нового вида летательных аппаратов было нельзя, поскольку возможности винтокрылого аппарата слишком отличались от его крылатого собрата. Реальная возможность создания боевого вертолета появилась с созданием Ми-4. Но в середине 1950-х годов в стране еще существовала штурмовая авиация, на вооружении которой находилось немало штурмовиков Ил-10 и его послевоенной модификации Ил-ЮМ, и боевые вертолеты всерьез не рассматривались военными.

Ситуация изменилась в конце 1950-х, когда на смену самолетам-штурмовикам пришли сверхзвуковые истребители-бомбардировщики. Тогда же на кульманах авиаконструкторов стали просматриваться очертания винтокрылых машин с газотурбинными двигателями. Естественно, встал вопрос: что делать с морально устаревавшими вертолетами с поршневыми моторами, в том числе и с Ми-4А, ресурс которых был далеко не исчерпан? Тогда и появилось предложение переделать их в вариант поддержки наземных войск. Рассматривалось немало вариантов их «конверсии» путем оснащения как стрелково-пушечным, так и реактивным вооружением. Но для начала в I960 году построили два вооруженных варианта Ми-4А. На одном из них разместили шесть блоков УБ-15-57, в которых размещалось по 15 кумулятивных реактивных снарядов типа КАРС-57 (С-5К) калибра 57 мм, на другом — шесть турбореактивных снарядов ТРС-132 калибра 132 мм, стабилизировавшихся вращением. Поскольку ТРС-132 испытания не выдержали и на вооружение их не приняли, то работы продолжили со снарядами С-5К и появившимися С-5М.

Загрузка артиллерийского орудия в Ми-4А

Существенное влияние на облик ударного вертолета оказало появление управляемых противотанковых ракет комплекса К-4В «Фаланга». Так постепенно сформировался облик будущего Ми-4АВ.

Сохранив подфюзеляжную пулеметную установку, по бортам машины разместили узлы подвески на держателях БД-3-57КРВ неуправляемых авиационных ракет С-5М и С-5К в блоках УБ-16-57УМ, пусковые установки противотанковых управляемых ракет К-4В «Фаланга» с четырьмя ракетами 9М17В с радиокомандной системой наведения и стартовавших с направляющих 2П32. Дополнительно установили оптический прицел ОПБ-1Р и визир 9Ш121, лебедку БЛ-47А. В состав комплекса входили также тренажер оператора 9Ф66УМ и контрольно- проверочная машина 9В27М.

Ми-4АВ был чисто ударной машиной, правда, без бронезащиты, поскольку его грузоподъемность не позволяла одновременно перевозить десант и вооружение.

Кроме описанных выше модификаций, на базе Ми-4 были созданы командные пункты, узлы связи наземных войск с несколькими радиостанциями, располагавшимися в грузовом отсеке вертолета, ретрансляторы — постановщики помех и прочие вспомогательные машины военного назначения.

Ми-4 на учениях

Ми-4АВ в реальных боевых действиях не участвовали, поскольку в район острова Даманский, когда весной 1969 года там разгорелся вооруженный конфликт с Китаем, вертолет не успел, а когда началась война в Афганистане, эти вертолеты сняли с вооружения. По большому счету, на Ми-4АВ отрабатывали лишь тактику взаимодействия с сухопутными войсками, в том числе и борьбы с бронетехникой, доводя комплекс «Фаланга» до совершенства.


ЕЩЕ СТАТЬИ

Категория: Многоцелевые | Добавил: garanchuk (16.11.2010) Просмотров: 10585 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оружие россии | Бронетехника | ПВО | артиллерия | Танки
Хостинг от uCoz Copyright Vooruzenie © 2016
При использовании материалов обязательно наличие активной ссылки Оружие