Многоцелевой вертолет Ми-1 и его модификации: Ми-1М и Ми-1МУ - Многоцелевые - Вертолеты - Современное оружие россии и мира
Оружие Бронетехника ПВО Артиллерия Каталог
Бронетехника
Танки
БМП
БТР
БРМ
ПВО
ЗРК
ПЗРК
Радиолокационные станции
Артиллерия
Самоходная артиллерия
Реактивная артиллерия
Самолеты

Главная » Вертолеты » Многоцелевые » Многоцелевой вертолет Ми-1 и его модификации: Ми-1М и Ми-1МУ

Многоцелевой вертолет Ми-1 и его модификации: Ми-1М и Ми-1МУ

С разу же после войны независимо от работ Братухина в ЦАГИ к разработке трехместного экспериментального геликоптера ЭГ-1 классической одновинтовой схемы приступил М.Л. Миль. В апреле 1946-го проект получил положительную оценку Экспертной комиссии МАП, и 26 марта следующего года в институте была образована под руководством Миля лаборатория № 5. Осенью 1947 года полноразмерный макет вертолета был утвержден правительственной комиссией, и 12 декабря последовало постановление правительства о создании опытного конструкторского бюро под руководством М.Л. Миля.

Существенным отличием вертолета Миля от Г-4 была не только его схема, но и более чем в два раза меньшая нагрузка на ометаемую площадь несущего винта, а значит, и меньшая частота его вращения. Напомню, что эти параметры на вертолетах Братухина были ограничены размерами машины. Естественно, снижение числа оборотов несущего винта в совокупности с его более низким расположением и полумонококовой конструкцией фюзеляжа изменило и частотные характеристики вертолета, одновременно снизив и их уровень.

В 1948 году новое предприятие, получившее обозначение ОКБ-4, перевели на территорию авиационного завода № 82 в Тушине, где проект получил новое обозначение ГМ-1 — геликоптер Миля. Но строить опытные экземпляры пришлось в Киеве на заводе № 473 (ныне «Авиант»). Причина тому проста: это предприятие было единственным в стране, освоившим производство винтокрылых машин.

Первый экземпляр ГМ-1 построили в августе и затем перевезли в Москву. 30 сентября 1948 года летчик М.К. Байкалов выполнил на нем над аэродромом Захарково (рядом с Тушино) первый полет. В течение двух месяцев все шло своим чередом. Выявленные дефекты оперативно устранялись, но 24 ноября произошла первая авария. При полете на потолок в системе управления автоматом перекоса несущего винта замерзла смазка, и Байкалову пришлось воспользоваться парашютом. Из случившегося сделали соответствующий вывод, ограничив высоту полета ГМ-1 3000 м, но 7 марта следующего года машину подстерегла еще одна беда. При перегоне ГМ-1 в подмосковную Чкаловскую на завершающем этапе полета на глазах у встречавших геликоптер потерпел катастрофу, унеся жизнь летчика Байкалова. Как выяснилось в ходе расследования катастрофы, разрушилась трансмиссия, а точнее, вал, передававший вращение от главного редуктора к хвостовому винту в месте его сварного стыка. В очередной раз дала о себе знать усталостная прочность.

Третью опытную машину летом 1949 года поднимал в воздух летчик-испытатель НИИ ВВС Г.А. Тиняков. Затем к испытаниям подключились летчики В.В. Винницкий, М.Л. Галлай и Дмитриев. Заводские испытания были короткими, и в августе третий опытный экземпляр ГМ-1 привезли в Чкаловскую.

На этапе государственных испытаний, начавшихся в сентябре, ведущими по машине были инженер Л.Н. Марьин и летчик Г.А. Тиняков. Испытания, продолжавшиеся около двух месяцев, показали, что машина соответствует требованиям, предъявлявшимся к вертолету тех лет, а уровень вибраций машины существенно меньше, чем у вертолетов Братухина.

Параллельно с работами Миля в ОКБ-115, возглавлявшемся А.С. Яковлевым, был создан вертолет Як-100. Эта машина, как и ГМ-1, предназначалась прежде всего для связи, но могла использоваться военными для разведки, корректировки артиллерийского огня и перевозки до двух военнослужащих.

Единственным конкурентом вертолета Ми-1 был Як-100

Летные испытания Як-100 начались следом за ГМ-1, в ноябре 1948 года. Обе машины выдержали государственные испытания в НИИ ВВС, но приоритет, несмотря на некоторое превосходство Як-100, заказчик отдал Ми-1. Аргументация была проста: ОКБ-115 без заказов не останется и лучше поддержать зарождавшуюся фирму Миля.

В соответствии с февральским 1950 года постановлением Совета Министров СССР московскому заводу № 3 поручили построить 15 вертолетов под обозначением Ми-1 для опытной эксплуатации. А осенью следующего года ОКБ-4 переехало на территорию этого предприятия, до сих пор находящегося в Сокольниках. Там же дислоцировались конструкторские коллективы И.П. Братухина и Н.И. Камова.

Затем к изготовлению Ми-1 приступили заводы № 387 в Казани, № 47 в Оренбурге и № 168 в Ростове- на-Дону (ныне «Роствертол»), В 1955 году началась передача документации для производства Ми-1 в Польше, где он серийно строился под обозначением SM-1.

Эксплуатация Ми-1 началась, как и планировалось, в вооруженных силах в качестве связного.

В ходе производства и эксплуатации вертолет постоянно совершенствовался. Так, например, конструкция лопастей несущего винта была очень трудоемка, а их ресурс оставлял желать лучшего, поскольку они состояли из трех сочлененных стальных труб (лонжерон) деревянных нервюр и перкалевой обшивки. В 1956 году составной лонжерон стали изготавливать из холоднокатаной стальной трубы переменной толщины. В следующем году для Ми-1 разработали цельнометаллическую лопасть с прессованным дюралюминиевым лонжероном, а затем и с сотовым заполнителем.

На фото многоцелевой вертолет Ми-1М

В те же годы внедрили управляемый стабилизатор на хвостовой балке и необратимые гидроусилители в системе управления несущим винтом, усовершенствовали втулку несущего винта. Были и другие изменения, направленные на улучшение эксплуатационных свойств машины и ее технологичности. А в 1957 году на испытания поступил Ми-1М, ставший основой для создания разведчика-корректировщика Ми-1МРК и первого советского ударного вертолета Ми-1МУ.

Ми-1МРК

Двухместный разведчик-корректировщик Ми-1МРК с оптической аппаратурой СПЗ создавался в соответствии с постановлением правительства от 31 июля 1958 года по тактико-техническим требованиям Главного разведывательного управления и ВВС. В Ми- 1МРК переделали серийную машину Ми-1М (№ 868 00706), и в марте 1960 года ее хотели передать в НИИ ВВС на государственные испытания. Однако из-за неудовлетворительной работы аппаратуры СПЗ, выявленной в контрольно-приемочном полете и при лабораторных испытаниях, вертолет вернули на доработку. На это ушло почти два года, и лишь 30 марта 1962 года начались государственные испытания, завершившиеся 12 июня. Ведущими по машине были инженер А.П. Гельтищев и летчик Б.А. Щербаков. Ми-1МРК серийно не строился.

В Советском Союзе стрелковое вооружение первыми получили десантные вертолеты Ми-4 и Як-24. Для зачистки посадочных площадок от неприятеля их по требованию военных укомплектовали подвижными установками с крупнокалиберными пулеметами ТКБ-481М (А-12,7). Затем подобная установка перекочевала на вертолет Ми-6. Но ударными эти винтокрылые машины не считались.

Вертолет Ми-1М

Во второй половине 1950-х годов за рубежом после появления малогабаритных реактивных управляемых снарядов стали разрабатывать боевые вертолеты. Не остался в стороне и Советский Союз, где в 1958 году по инициативе М.Л. Миля приступили к разработке машин аналогичного назначения, взяв за основу вертолет Ми-1М. Для начала из-за отсутствия управляемого оружия вертолет оснастили двенадцатью турбореактивными снарядами (стабилизировавшимися вращением) ТРС-132, размещенными в двух кассетах по бокам фюзеляжа. Затем на вертолете попробовали разместить пехотные пулеметы, и, наконец, в соответствии с постановлением Совета Министров и ЦК КПСС № 141-58 от 17 февраля 1961 года опытный завод № 329 обязали оборудовать четыре Ми-1М первыми отечественными противотанковыми управляемыми по радио ракетами ЗМ11 комплекса К-1В «Фаланга». Четыре таких изделия также подвешивались по бокам фюзеляжа.

В сентябре 1961 года Ми-1МУ передали на совместные государственные испытания, завершившиеся в апреле 1962 года с положительной оценкой в следующем году. Но на вооружение, несмотря на рекомендацию Государственной комиссии, его, как и Ми-1МРК, не приняли, поскольку к тому времени производство Ми-1М в СССР было прекращено. К тому же появились более грузоподъемные машины с газотурбинными двигателями, способные более эффективно решать возложенные на них задачи.

Первый вариант ударного вертолета Ми-1МУ с турбореактивными снарядами ТРС-132

Ми-1 положил начало крупносерийному производству вертолетов в Советском Союзе и их широкому использованию как в вооруженных силах, так и в народном хозяйстве. На Ми-1 были установлены 27 мировых рекордов, и он эксплуатировался до середины 1980-х годов в странах Варшавского договора, поставлялся в Австрию, Афганистан, Египет, Ирак, Индонезию, Китай, Кубу, Лесото, Монголию, Никарагуа, Северную Корею и Финляндию.


ЕЩЕ СТАТЬИ

Категория: Многоцелевые | Добавил: garanchuk (15.11.2010) Просмотров: 9339 | Рейтинг: 4.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оружие россии | Бронетехника | ПВО | артиллерия | Танки
Хостинг от uCoz Copyright Vooruzenie © 2016
При использовании материалов обязательно наличие активной ссылки Оружие