Истребитель танков - САУ «Ferdinand / Elefant» (Фердинанд / Элефант) - Самоходная артиллерия - Артиллерия - Современное оружие россии и мира
Оружие Бронетехника ПВО Артиллерия Каталог
Бронетехника
Танки
БМП
БТР
БРМ
ПВО
ЗРК
ПЗРК
Радиолокационные станции
Артиллерия
Самоходная артиллерия
Реактивная артиллерия
Самолеты

Главная » Артиллерия » Самоходная артиллерия » Истребитель танков - САУ «Ferdinand / Elefant» (Фердинанд / Элефант)

Истребитель танков - САУ «Ferdinand / Elefant» (Фердинанд / Элефант)

Принятая в Германии практика проводить отбор запускаемых в производство новых образцов бронетехники на конкурсной основе наряду с бесспорными достоинствами имела также и некоторые негативные последствия, особенно неприятные в условиях острейшего дефицита сырья и материалов. К их числу можно отнести проблему, возникавшую перед конкурсантом-неудачником, остававшимся с некоторым количеством завершенных, но никому не нужных боевых машин. После того как предложенный Фердинандом Порше на конкурс по разработке нового тяжелого танка проект был отвергнут, на заводе «Nibelungenwerke» осталось 90 находящихся на разных стадиях готовности шасси. Чтобы не отправлять сложные и дорогие машины на слом, было решено использовать их в качестве базы для создания САУ, которая благодаря высокой огневой мощи могла бы стать грозным истребителем танков.

Сборочный цех завода фирмы «Nibelungenwerke». Апрель 1943 года. Целый ряд готовых истребителей танков «Ferdinand» (Фердинанд). Эту САУ можно назвать «побочным ребенком» процесса разработки танка Pz Kpfw VI.

Правда, для этого конструкцию шасси пришлось кардинально переработать. Большая длина ствола выбранной в качестве оружия САУ 88-мм пушки вынудила конструкторов разместить боевое отделение сзади. Для надежной защиты экипажа рубка внушительных размеров была полностью закрытой, имела рациональные углы наклона боковых бронелистов, прочно приваренных друг к другу. Первоначально машина получила официальное обозначение «8,8 cm РаК 43/2 Sfl L/71 Panzerjager «Tiger» (Р)». В феврале 1943 года фюрер лично присвоил новой машине название «Ferdinand» в знак уважения к своему другу Фердинанду Порше. 16 февраля 1943 года началась сборка первого самоходного орудия. В апреле первый серийный образец САУ прошел испытания на полигоне в Куммерсдорфе. 8 мая 1943 года работы были завершены — всего заводские стены покинуло 90 самоходок. Все построенные самоходные орудия отправлялись на фронт без проведения дополнительных испытаний, опять-таки по личному распоряжению Гитлера. К удивлению многих, в том числе и самого Порше, из действующих частей не поступало нареканий на качество изготовления машин.

Инспектор танковых войск X. Гудериан во время испытаний новых самоходных орудий «Ferdinand»(Фердинанд). Апрель 1943 года.

Обладавшая превосходными характеристиками пушка позволяла САУ Фердинанд, оставаясь недосягаемой, расправляться с большинством танков противника. И это неудивительно, ведь установка могла вести прицельный огонь с дистанции 4 км, а с расстояния в 1000 м подкалиберные снаряды ее орудия пробивали гомогенную броню толщиной 193 мм. Отметим также рекордную для всех САУ скорострельность — 10 выстрелов в минуту, достигнутую во многом благодаря введению в состав экипажа сразу двух заряжающих. Но, вместе с тем, конструкторы допустили непростительную оплошность, не предусмотрев никакого вооружения для ближнего боя. Этот стоивший жизни многим экипажам недостаток был устранен лишь после модернизации, когда на самоходке появился пулемет в шаровой установке.

САУ Фердинанд из 6-й роты 654-го батальона притаилась под прикрытием деревьев. Снимок сделан незадолго до начала наступления под Курском. К июлю 1943 года все 90 тяжелых САУ вошли в состав 653-го и 654-го противотанковых батальонов 656-го полка истребителей танков.

Мощное бронирование, достигавшее 200 мм, делало «Ferdinand» неуязвимым для лобовых атак, но за это пришлось заплатить чрезмерным весом и, как следствие, плохой проходимостью и невысокой мобильностью. По этой причине перед любым выходом самоходок на боевую операцию приходилось проводить тщательную разведку предполагаемого маршрута, что, естественно, снижало эффективность их применения.

Командование вермахта возлагало на новый истребитель танков большие надежды, поэтому два сформированных второпях батальона, по 45 машин в каждом, были спешно отправлены на Вое точный фронт в мясорубку Курской битвы. САУ Ferdinand возглавили силы прорыва в бою у станции Поныри, но попали на минное поле и под огонь с флангов, в результате чего многие из них были уничтожены. Эта неудача послужила для немецкого командования хорошим уроком, и впоследствии грозные истребители танков применялись более осмотрительно.

САУ 654-го батальона после боев около станции Поныри. Курская дуга, июль 1943 года. После тяжелых боев 9—12 июня 1943 года около станции Поныри осталась неподвижной 21 самоходка «Ferdinand».

Подразделения 653-го батальона, сражавшиеся под Курском около поселка Теплое, сумели избежать больших потерь. Самоходные орудия на этом участке не применялись в качестве штурмовых средств, действуя под прикрытием танков и при поддержке пехоты. Немецким войскам здесь противостояли советские части 70-й армии. Одним из наиболее опасных противников для немецких САУ «Ferdinand» оказались артустановки СУ-152. 12 июля 1943 года по наступавшей в данном секторе немецкой группировке (около 80 танков и самоходок) внезапно открыла мощный огонь советская артиллерия (дивизион корпусной артиллерии, батарея СУ-152 и два истребительно-противотанковых артполка). В результате массированного артналета немцы потеряли 4 самоходных орудия «Ferdinand» (Фердинанд).

Красноармейцы осматривают истребители танков «Ferdinand», брошенные немцами во время боев под Курском. Судя по отсутствию видимых повреждений, машины могли быть брошены экипажами по банальной причине технической неисправности. Ходовая часть этой САУ отнюдь не блистала надежностью из-за огромных на нее нагрузок.

Используемые в дальнейшем исключительно в качестве подвижных огневых точек, САУ «Ferdinand» смогли быстро восстановить свою пошатнувшуюся репутацию. По немецким данным, в период с июля по ноябрь 1943 года «Ferdinand» из состава 653-го и 654-го батальонов при собственных потерях в 42 машины уничтожили 556 советских танков. Даже если предположить, что эта цифра завышена, все равно получается отличный результат, наглядно подтверждающий высокие боевые качества немецких самоходок.

В начале 1944 года на заводы фирмы «Nibelungenwerke» поступили уцелевшие САУ «Ferdinand». Машины прошли технический осмотр и модернизацию. В лобовой части корпуса с правой стороны в шаровидном гнезде установили курсовой пулемет MG 34. Изменили систему крепления орудийного щитка, поменяв местами лицевую и тыльную плоскости. Щитки получили машины, до сих пор их не имевшие. На 5 снарядов увеличился боекомплект. На крыше рубки стали устанавливать командирскую башенку, аналогичную той, что использовалась на штурмовых орудиях StuG III/40.

Подбитый на Курской дуге тяжелый истребитель танков «Ferdinand». Всего в июле—августе 1943 года немцами было потеряно 39 таких САУ.

С января по март 1944 года модернизацию прошли 47 истребителей танков. По специальному распоряжению от 1 мая 1944 года модернизированная самоходка была переименована в «Elefant» («Слон»), Правда, в войсках ее, как правило, продолжали называть «Ferdinand».

Пройдя модернизацию и получив новое название «Elefant», самоходные орудия 1-й роты 653-го батальона были переброшены в Италию, где вступили в бой с англо-американскими войсками, высадившимися под Анцио. В мае-июне 1944 года они вели бои около Рима. В конце июня роту с двумя уцелевшими машинами вновь сняли с фронта и направили в Австрию.

Другие две роты 653-го батальона действовали с апреля 1944 года на Восточном фронте. Во время ожесточенных боев под Тернополем потери батальона составили 14 САУ. Благодаря титаническим усилиям ремонтных подразделений 11 самоходок вскоре удалось «реанимировать». 18 июля 653-й батальон (33 машины) без проведения предварительной разведки и подготовки атаковал советские части, пытаясь пробиться к окруженной 9-й танковой дивизии СС «Ноhenstaufen». На следующий день потери превысили 50 % от первоначального состава. Часть подбитых САУ можно было отремонтировать, но из-за отсутствия возможности эвакуации экипажам пришлось их взорвать. Остатки батальона (12 самоходных орудий) в начале августа 1944 года отошли к Кракову. В октябре 1944 года батальон приступил к перевооружению новыми истребителями танков «Jagdtiger». Оставшиеся боеспособные САУ «Элефант» вошли в состав 614-й тяжелой противотанковой роты.

До января 1945 года рота находилась в оперативном резерве командования 4-й танковой армии. 25 февраая ее перебросили к Вюнсдорфу. Самоходные орудия «Elefant» сражались около Цоссена, действуя в составе импровизированной боевой группы «Ritter» (командир — капитан Ритгер). Последние две САУ были уничтожены советскими войсками во время штурма Берлина, когда самоходки занимали оборону в районе церкви Святой Троицы и площади Карла-Августа.

Немного о конструкции САУ

1. Для вооружения самохолки была выбрана противотанковая 88-мм пушка РаК 43/2 L/71 (масса 2200 кг), созданная фирмой «Rheinmetall» на основе зенигного орудия FlaK 41. Это было исключительно эффективное орудие. Угол горизонтального наведения не превышал 28°. Угол возвышения составлял от —8° до +14°. Орудийный боекомплект состоял из 50 унитарных бронебойных, подкалиберных и бризантных снарядов. Помимо того, могли использоваться осколочно-фугасные заряды раздельного заряжания.

2. Весной 1943 года во время проведения испытаний было принято решение оборудовать все САУ дополнительными шитками, прикрывавшими орудийную маску.

3. Толшина броневых листов делала «Ferdinand» практически неуязвимым для огня любых существовавших в 1943 году танковых и противотанковых орудий. Бронирование лобовой части корпуса (100 мм) усиливалось дополнительными накладными броне- ч плитами толщиной 100 мм.  Ширина гусеничных траков составляла 640 мм.

4. В центральной части корпуса самоходной установки устанавливалось два 12-цилиндровых карбюраторных двигателя «Maybach» HL 120TRM (V-образное расположение цилиндров, мощность каждого 265-300 л. е.).

5. Место стыка орудийного ствола и станка закрывалось литой маской грушевидной формы. Однако такая конструкция не обеспечивала надежной зашиты, и через существующие небольшие зазоры между маской и рубкой внутрь боевого отделения могли попадать осколки и лаже пули.

6. Интересной особенностью САУ было то, что броневые плиты соединялись между собой «шип в шип» с помощью шипов и шпонок и лишь затем сваривались, благодаря чему корпус самоходки отличался повышенной механической прочностью.

7. Поскольку пушка САУ имела ствол длиной 71 калибр, то для ее установки боевое отделение пришлось разместить сзади перед агрегатами электрической трансмиссии, а два двигателя, вращавших ротор питавшего силовые электромоторы генератора, вынести в переднюю часть корпуса.

8. В бортовых и кормовом листах располагались лючки для стрельбы из личного стрелкового оружия. Их конструкция не оправдала себя, поскольку небольшие размеры амбразур не обеспечивали большой сектор обстрела.

9. К корпусу танка VK 4501(Р) с помощью болтов с пулестойкой головкой и скоб крепилась рубка, собиравшаяся из броневых листов, переданных со складов военно-морского флота, кормовой и боковые листы устанавливались с рациональными углами наклона.

10. На оснащение опорных катков САУ амортизаторами внутреннего типа уходило гораздо меньше резины, чем на танках «Tiger». Кроме того, срок ее эксплуатации был гораздо продолжительнее, поскольку принцип действия амортизатора заключался в смещении резины, а не ее сжатии.

11. Отдельного внимания заслуживает торсионная продольная подвеска. Устройство тележечного блока отличалось хорошо продуманной конструкцией, облегчавшей ремонт и обслуживание в полевых ремонтных мастерских. Например, для того чтобы заменить поврежденный опорный каток, требовалось не более 4 часов.

12. Ходовая часть машины своей конструкцией очень напоминала шасси танка «Leopard», разработанного конструкторским бюро «Porsche» в 1940 году. Она состояла (применительно к одному борту) из шести опорных катков с внутренней амортизацией, собранных попарно в три тележки.

13. Ленивец, расположенный впереди, был оборудован зубчатым венцом, что исключало проворачивание гусениц вхолостую.


ЕЩЕ СТАТЬИ

Категория: Самоходная артиллерия | Добавил: garanchuk (12.11.2010) Просмотров: 22864 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Оружие россии | Бронетехника | ПВО | артиллерия | Танки
Хостинг от uCoz Copyright Vooruzenie © 2016
При использовании материалов обязательно наличие активной ссылки Оружие